Найти в Дзене
Liftbook

Самые красивые лифты Петербурга. Часть 1

Лифт - это не только средство передвижения, но и произведение искусства. Увидеть уникальные примеры изящных подъемников прошлого века можно в подборке специалистов компании “МЛМ Нева трейд”.

Лифтовый комплекс Витебского вокзала

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

На Витебском вокзале еще в момент строительства в 1904 году были установлены сразу 11 подъемных машин разных типов. Этот лифт - №11 один из самых крупных и важных. Он предназначался для спуска с платформы крупногабаритного багажа. Лифт работал от электромотора, скорость подъема составляла 500 мм в секунду.

Лифт и лифтовая шахта изготовлены в Петербурге на заводе “Ф.Ф. Сан-Галли” на Лиговском проспекте. Внизу под лифтом находится багажный тоннель, оборудованный горизонтальным транспортером.

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

На станции были пассажирские и грузовые лифты трех типов: электрические, электро-гидравлические и оборудованные ручным приводом, на случай отключения тока. Лифт №10 предназначался специально для подъема и спуска больных на носилках и в колясках. Увы, сегодня ни один из лифтов на вокзале не функционирует.

Лифт в доме Елисеевых

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

Считается, что первый лифт в доходном доме в Петербурге появился в 1890-м году в доме Елисеевых на Фонтанке. От него уцелели лишь мелкие фрагменты декора первоначальной шахты. Строение со стороны улицы Ломоносова относится к тому же “жилому комплексу” и выстроено тем же зодчим - Гавриилом Барановским, но чуть позже, в 1891-1892 годах.

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

Лифт предусмотрен в здании уже первоначальным проектом. От него уцелела почти комплектная шахта с обильным металлодекором. Она имеет необычную для сегодняшнего дня круглую форму. Предположительно, подъемник, как и лифты Витебского вокзала, изготовлен на заводе “Сан-Галли”. Но есть и серьезное отличие - не только внешнее, но и техническое. Этот подъемник первоначально работал от парового двигателя. Для жилого дома это не слишком удобно. Дело в том, что паровые подъемники, изобретенные еще в 1835 году, хорошо годились заводам и шахтам - тем местам, где легко было всегда поддерживать в работе котел, но мало годились для зданий, где подъем и спуск нужно было осуществлять лишь эпизодически. Паровая машина требовала слишком много места и топлива для такой расточительности.

Лифт в Доме журналиста

фото используется с разрешения его автора Юрия Баженова
фото используется с разрешения его автора Юрия Баженова

Лифт в особняке Сухозанета появился при реконструкции здания под нужды Торгово-промышленного союза в 1910-1911 годах. Он стал одной из первых работ фирмы «Оригинальный лифт Штейна» в Санкт-Петербурге. Этот завод и конструкторское бюро также были известны как «Оригинальный лифт от Шиндлера и Штейна» благодаря сотрудничеству с швейцарской фирмой Schindler. Располагалось предприятие в Петербурге на Измайловском проспекте.

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

Необычная деталь - лифт был гидравлическим. Первые машины такого типа были смонтированы в великокняжеских дворцах Петербурга в 1870-х. Они имели сразу две шахты - надземную, по которой ездила кабина, и подземный "стакан". В колодец помещался поршень, поддерживавший кабину. Когда лифт нужно было поднять - стакан заполняли водой, давление выталкивало поршень, а вместе с ним и лифт. Когда пассажирам нужно было спуститься - воду спускали. Благодаря этому обеспечивалась исключительная плавность хода. Редкая особенность - в лифте на Невском, 70 уцелела не только шахта, но и кабина. Сейчас к ней присоединен современный гидравлический движок.

Лифт в Доме Мертенса

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

Один из наиболее сохранившихся лифтов Петербурга. Электрический подъемник был установлен в 1907 году. Это настоящий “немец”, он был произведен в Берлине на предприятии “Сименс-Шуккерт”. Именно компания “Сименс” была пионером электрического лифтостроения, ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году. Лифт поставлен в “премиальной комплектации”. В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения. Пользоваться лифтом можно было лишь строго с помощью оператора. Он мог поднять до 400 кг за раз.

Фото компании «МЛМ Нева трейд»
Фото компании «МЛМ Нева трейд»

В 1955 году подъемник прошел модернизацию, был заменен оригинальный силовой механизм, кабину, однако, что необычно для СССР, сохранили. Современный вид лифту придали в 2008 году при реставрации и реконструкции фирмой “Штейн”, той самой, что когда-то установила подъемник в Доме журналиста.