Это простой и понятный механизм в своём базисе. Возьмём примитивную ситуацию. Скажем, женщина своровала буханку хлеба на арабском базаре.
Торговцу будет сочувствовать тот, кто понимает, сколько сил требуется этому лоточнику, чтобы удержаться на плаву. Человек, сочувствующий торговцу с более высокой долей вероятности не приемлет нарушение закона и, скорей всего, не будет сочувствовать воровке. Просто потому, что людям более свойственно бинарное восприятие мира, и если есть правый, то второго, скорей, назовут виноватым. Ситуация, когда человек сочувствует обоим частникам конфликта редка.
Воровке будет сопереживать человек с иным складом ума. Тот человек, который сочтёт, что воровство допустимо в ситуации крайней нужды. Этот человек, скорей, читает, что все люди друг другу братья, слабым надо помогать, и что торговец от одного батона хлеба не обеднеет.
Да, именно путают. Виктимблейминг напрямую связан с полным перекладыванием вины за преступление на жертву. Именно так. В случае с виктимблеймингом считается недопустимым наказывать насильника за изнасилование, а вора за воровство. За примерами далеко ходить не надо. В исламских странах, к примеру, зачастую допустимо изнасилование, если женщина вышла на улицу без сопровождения мужчины. Допустимо её ещё и наказать за то, что её изнасиловали. Подобные культурные веяния характерны для других обществ, где женщина не считается человеком. Например, для "чётких пацанчиков с района". Да, субкультура - это тоже такая культура.
Ещё пример. Оправдывание воровства. Более характерно для российского и советского менталитета. Наказывать за воровство с работы или укрывание от налогов в русском менталитете, чаще всего "западло", потому что "не, ну а как жить иначе?" и "я не ворую, а просто возвращаю своё". В русском менталитете допустимо воровство, если пострадавшей стороной является организация, а не отдельный человек. Вор в такой ситуации вовсе становится героем, а организация... "самадуравиновата".
Об этих всех тонкостях приходится постоянно помнить, если же вы желаете анализировать подобным образом поведение людей. В случае неуверенности в своём анализе, проведите тест на нескольких схожих ситуациях с изменением входных параметров. Вы вполне можете обнаружить, что один и тот же человек вполне может презрительно фыркать, когда ему рассказывают о жертве, самостоятельно севшей в машину к бухой компании, и ужасаться, когда жертву силой затащили в машину. Этот же тест отлично помогает отделить виктимблейминг от простого отсутствия сочувствия к тем, кого "свидетель" считает просто идиотами, которые нацелены на получение премии Дарвина.
Так же, отсутствие эмпатии характерно для ситуаций "свой-чужой". Я слышал теории о том, что это попросту необходимо для того, чтобы человек не сошёл с ума, вынужденный сражаться с тем, кому сочувствует. Однако, на деле всё проще. Нацист не может себя представить грязным унтерменшем-славянином. Белый не может себя представить клятвопреступником Красным. А член запрещённой в России организации не может себе представить себя каким-то там православным. Ни себя, ни своих близких.
Тест на сочувствие - это универсальный тест. Он позволяет определить человеческие границы дозволенного. Он позволяет понять, как низко человек может пасть, и какие глупости готов совершить. Он позволяет понять, где проходит черта "свой-чужой". И, самое главное, позволяет понять, от каких людей стоит держаться подальше.
А можете просто продолжать общаться с этими людьми и надеяться на чудо. В конце концов, это всего лишь, непопулярное мнение.