Описать сюжет также невозможно, как пересказать буддийские истины на албанском за пять минут. Главный герой Петр Пустота три раза меняет собственную реальность, общается с Чапаевым, который пропагандирует ему пустоту как лучшее место для существования, и пытается понять, что же из всего галлюциногенного сна оказалось правдой. Ответ: все и ничего. В этом весь абсурд и гениальность постмодернизма: можно обманывать читателя, строить необъяснимые теории, писать текст без намека на структуру и все равно отказываться самым крутым писателем современности.
“Чапаев и Пустота” - сложный текст, через который надо с трудом придираться. Дойдя до финала главы, забываешь, что было в начале. Но при этом испытываешь огромное удовольствие от текста, потому что ты сам его строишь. Проходишь путь от непонятных никому исторических замудрений до полного просветления в бесконечной пустоте. Пелевин создал роман, который создается на глазах у читателя и самим читателем, он приглашает в игру с сознанием и культурой, которую невозможно проиграть.