В советский период в Уголовном кодексе России, равно, как и в Уголовных кодексах союзных республик, имелась статья, устанавливающая ответственность за тунеядство. Совершеннолетний человек, проживающий в советский период, обязан был иметь работу, либо, в противном случае, он должен был быть привлечён государством к уголовной ответственности, что, собственно, и делалось.
Трудовую пенсию назначает государство, которое в т.ч. располагает сведениями либо о наличии судимости у своих граждан, имевших совершеннолетний возраст в советский период, либо сведениями о её отсутствии. Тем не менее, государство, в лице Пенсионного фонда России, заведомо зная, работал человек в советский период или нет, обязывает своих граждан, выходящих в настоящее время на пенсию, предоставлять справки о работе в советский период, а также сведения о получаемой ими в этот период заработной плате, совершенно не принимая в расчёт то обстоятельство, что если человек был не судим в советский период за тунеядство – значит он работал. По крайней мере, именно так как советское, так и ныне действующее законодательство трактует нам *понятие презумпции невиновности.
Так на каком же основании государство требует от людей, работавших в советский период и оформляющих в настоящее время свою трудовую пенсию, письменное подтверждения о рабочем стаже за этот период при наличии записей об этом в трудовой книжке, если человек, согласно сведениям, уже имеющимся у государства, не совершал преступного деяния, квалифицируемого в Уголовном кодексе тех лет, как тунеядство?
Что же касается предоставления в Пенсионный фонд России гражданином, оформляющим в настоящее время свою трудовую пенсию, сведений о своём индивидуальном лицевом счете в советский период, то требование таких сведений, обязанных храниться в государственной службе именуемой Архив, незаконно, поскольку гражданин не был обязан ни хранить эти сведения, ни передавать их в государственные органы на хранение, т.к. эта обязанность возлагалась государством на его работодателя.
Таким образом, вина в отсутствии сведений в государственных органах о зарплате конкретного гражданина в советский период лежит не на нём, а на тех должностных лицах, которые в этот период возглавляли (или работали) в этих государственных службах, обязанных, кроме прочего, осуществлять контроль за своевременной передачей таких сведений работодателями в их адрес.
Следуя предложенной логике решение Пенсионного фонда России об отказе принять во внимание трудовой стаж гражданина в советский период при назначении ему трудовой пенсии на том основании, что он не может предоставить справку и сведения о зарплате, получаемой им в этот период, противоречат Конституции Российской Федерации, потому, что нарушают законные основания и права гражданина на презумпцию невиновности (ст.49 Конституции РФ) и, как следствие этого, право гражданина на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ).
*Презумпция невиновности – это основополагающий принцип в отрасли уголовного права. И целиком он расшифровывается таким образом – гражданин не виноват до той минуты, пока не предъявлены неопровержимые доказательства его вины (что непосредственно им было совершено конкретное правовое нарушение). Это прописывает российское законодательство (статья 49-ая Конституции РФ).