В Ленинградской области во второй раз прошел единый день профориентации, организованный комитетом общего и профессионального образования и комитетом по труду и занятости населения. Его цель - помочь школьникам объективно и осознанно подойти к выбору профессии, привлечь их внимание к возможностям успешного карьерного роста на предприятиях и организациях региона, расширить представление о местном рынке труда, познакомить с теми, кто стал благополучным в избранной сфере деятельности.
Основной площадкой единого дня профориентации в нашем районе стал Бегуницкий агротехнологический техникум. Здесь специалисты профильных комитетов и Волосовского центра занятости населения и принимали девятиклассников из Кикеринской, Калитинской и Волосовской №1 школ. Проявляя гостеприимство, руководство техникума прикрепило к каждой группе гостей волонтеров, которые помогали ориентироваться в стенах учебного заведения, быстро перемещаться, например, из актового зала в кабинет, где проводилось занятие с психологом. Воспользовавшись тем, что среди приехавших школьников с большой долей вероятности есть потенциальные студенты техникума, ребятам предоставили возможность позаниматься на водительском тренажере, посетить мастер-класс по флористике, а будущие повара на учебной кухне показали им владение карвингом – мастерством резьбы по овощам и фруктам.
В вестибюле техникума развернули свою экспозицию студенты ветеринарного отделения Беседского сельскохозяйственного техникума. При помощи люминоскопа они демонстрировали определение качества пищевых продуктов, желающие могли попробовать сделать внутривенную инъекцию на специальном муляже, а живой хомячок исполнял роль пациента, которому необходим клинический осмотр. Разложенные на столах инструменты и приборы, применяемые в ветеринарии, не остались без внимания школьников.
Ребята из Волосовской СОШ№1 до начала мероприятий единого дня профориентации успели побывать в Бегуницком агротехнологическом техникуме везде, куда их приглашали волонтеры. Особенно понравился им водительский тренажер. Объяснял, как обращаться с устройством студент Равиль Шарафутдинов – победитель и призер конкурсов профессионального мастерства механизаторов от районного до международного уровней. Школьники азартно крутили по очереди руль тренажера, наблюдая на экране монитора за дорожной ситуацией и ощущая себя заправскими водителями.
В назначенное время все приехавшие девятиклассники собрались в актовом зале техникума. Их приветствовала заместитель директора по воспитательной работе Анжелика Олеговна Фартальнова, а директор Волосовского филиала центра занятости населения Анастасия Николаевна Владимирова познакомила с порядком работы в рамках единого дня профориентации. Затем ребята из одной школы пошли на психологическое тестирование, другие – на встречу с успешным специалистом, третьи остались на квест в актовом зале.
По легенде квеста произошло преступление. Среди подозреваемых – автоэлектрик, автослесарь, электромонтер и автомеханик. Перемещаясь по станциям и выполняя там задания, школьники на каждой получали фрагмент фотопортрета преступника, по которому в конце концов и можно было определить профессиональную принадлежность злоумышленника. Задания легкими не оказались. Например, найти в предложенном филворде семь слов, обозначающих личностные качества человека. Или разгадать пять ребусов, чтобы найти требуемые слова. Или по предложенному описанию определить семь инструментов, использованных подозреваемыми. И все за пять минут!
В аудитории, где проходило психологическое тестирование, школьникам были розданы буклеты с информацией о наиболее востребованных в Ленинградской области профессиях, с указанием возможной заработной платы. Кто-то раздумывал над вопросами анкеты, кто-то уже сдавал заполненные листки.
- По тесту мне не подходит профессия инженера конструктора, - поделился потом мальчик со скептическим выражением лица. – Но я буду им! Вопросы теста не поколебали мой выбор, и даже не заставили усомниться в нем. После девятого класса пойду в колледж, чтобы знать все с азов. Ну, и если что, у меня уже будет профессия. Правда, что буду конструировать, пока не решил…
Отличница Мария Иванищева твердо знает, что после 11 класса будет поступать на специальность, связанную с госслужбой, сейчас приехала в Бегуницкий техникум за компанию с одноклассниками. Сделал свой профессиональный выбор и Никита Вальгер: он твердо решил стать специалистом МЧС. Но им, судя по всему, здесь было весело и интересно.
В кабинете, где проходил практикум «Научись у лидера» перед школьниками выступала главный ветеринарный врач ЗАО «Сумино» Виктория Александровна Шинкарева. Она рассказала, как после школы поступила в Академию ветеринарной медицины, окончив которую стала работать по профессии. Сначала ветврачом-консультантом в зоомагазине в Москве. Потом в ветеринарной клинике, где все оказалось не так легко и безоблачно, как казалось: дело иметь пришлось не столько с кошками и собаками, сколько с их владельцами, а это не всегда просто. Точнее – совсем не просто. В нашем районе пациентами ветеринарного врача Шинкаревой стали коровы и телята. Волею судьбы приобрела она и опыт работы на птицефабрике, и не просто опыт, а стала по результатам врачебной деятельности лучшим ветеринарным врачом.
Единый день профориентации – значимое событие в системе подготовки школьников к выбору профессии. Очень важно, чтобы они четко понимали, что получать профессиональное образование нужно не там, куда проще поступить, и не в том учебном заведении, на котором настаивают родители. Каждому известны примеры, когда выпускники вузов ни дня не работали по специальности, или, получив диплом о высшем образовании, отдавали его родителям и заявляли, что теперь пойдут учиться туда, куда душа просит. Будущие выпускники школ должны здраво и всесторонне оценивать свои возможности и предрасположенность к тому или иному виду трудовой деятельности, чтобы в дальнейшем работа не просто приносила удовлетворение и материальный достаток, но и успех, перспективу продвижения по служебной лестнице.
Н. БОГДАНОВА
Фото автора