Продолжаем серию заметок про субстили стиля alternative/indie rock в нашей постоянной рубрике "Музыкальный ликбез".) Это у нас в России принято всех альтернативных и инди артистов в одну кучу мешать. На самом деле серьёзное направление - много абсолютно разной музыки.
На заре 1980-х годов, когда первая волна панк-групп начала терять своё значение, а на растущей альтернативной рок-сцене стали все больше доминировать британские пост-панк-группы и отполированные до блеска представители "новой волны", ряд американских групп создали новую музыку, которая была ответной реакцией на эти события. Явление получило название American underground.
Отказавшись от пост-панка и нью-вэйва, американские андеграундные группы, как правило, выбирали из более широкого круга музыкальных предпочтений (хард-рок, психоделия, "корневой" рок, фолк-рок и кантри-рок были наиболее распространенными). При этом электрогитары продолжали доминировать в их музыке, а лирика была интеллектуальной, но не претенциозной. Так как почти все такие группы игнорировались лейблами-мэйджорами, то они вынуждены были искать другие пути, чтобы донести свою музыку до публики. Сотрудничество с независимыми лейблами, малобюджетные гастроли - всё, как говорится, по нужде и необходимости.
Прародители хардкор панка Black Flag стали основными первопроходцами американской андеграундной сцены, через несколько лет неустанной работы фактически создав инди-гастрольную сеть. Лейбл SST, созданный гитаристом Black Flag Греггом Гинном, также оказал значительное влияние на американский андеграунд, выпустив записи Minutemen, The Meat Puppets, Husker Du, Dinosaur Jr. и других ключевых групп, которые продвигали агрессию панка в новых совершенно неожиданных музыкальных направлениях.
Американский Средний Запад оказался мощной питательной средой для андеграунда, породив вечно поддатых, но искренних Replacements из Миннеаполиса и брутальных и громких Big Black и Naked Raygun из Чикаго, получивших значительный культовый статус. В это же самое время Sonic Youth и Swans рулят на обособленном Восточном побережье, техасские "кочевые торговцы" психическим шумом Butthole Surfers оставляют свой след по всей стране, а в Бостоне Mission of Burma в течение короткого периода существования доказывают свою мощь и влиятельность .
В середине 80-х состоялся первый коммерческий успех американского андеграунда. R. E. M. (которые были косвенными участниками движения, несмотря на их присутствие на полумейджорском лейбле I. R. S.) дали субстилю заметность с одной стороны и заложили первые признаки раскола сплоченного сообщества с другой.
К началу 90-х годов значительные усилия и относительный успех нескольких важных американских андеграундных групп в конечном итоге привели к гибели движения. Многие из основных исполнителей были переманены крупными лейблами, где большинство не смогло существенно увеличить аудиторию в Соединенных Штатах, хотя некоторые преуспели в Европе. Прорыв Нирваны в конце 1991 года окончательно расколол андеграунд. Большая (коммерчески ориентированная и перешедшая на мэйджоры) часть получила наименование альтернативный рок. Другая, менее коммерциализированная и не скомпрометированная сотрудничеством с крупными фирмами звукозаписи, стала называться инди.
В описании субстиля American underground проявляется характерная особенность, присущая многим определениям стилей и особенно субстилей западной музыкальной журналистикой. Музыкальное направление характеризуется по любым параметрам, музыкальным в последнюю очередь. По местоположению. В данном случае это - Америка. По временным рамкам - начало 80х - начало 90х. По отношению к лейблам-мейджорам. А про музыку точно можно сказать одно - не пост-панк, не нью-вэйв.)
Напоминаю, что статьи рубрики "Музыкальный ликбез" базируются на мнении ведущего сайта о мировой музыке Allmusic c авторскими изменениями, дополнениями и подбором аудиоматериалов для иллюстрации жанров и стилей.