В понедельник в Смольном сообщили: петербуржцы стали больше зарабатывать. «Поребрик.Медиа» обнаружил, что цифры Смольного (почему-то) не бьются со статистикой Петростата. О том, что заработная плата в Петербурге выросла, в ходе заседания в Смольном сообщил глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко.
«Средняя номинальная заработная плата по итогам 2018 года выросла на 10,2% и составила 60,1 тыс. рублей, что выше среднероссийского уровня на 38%. Рост реальной заработной платы в Санкт-Петербурге составил 7%», — сказал с трибуны правительства Москаленко (многие СМИ написали, что 61 тыс. рублей, на аудио тоже слышна именно эта сумма). При этом чиновник признал, что реальные денежные доходы 98,3% к уровню 2017 года. Он добавил, что по всей России реальные денежные доходы составили 100,9%.
Чтобы выяснить, за счет чего же выросли доходы петербуржцев, «Поребрик.Медиа» обратился к данным местного отделения Росстата — Петростата. Ведомство регулярно публикует динамику макроэкономических показателей, причем весьма детальную: можно посмотреть, за счет каких отраслей был прирост зарплат, например. Однако выяснилось, что на сайте госучреждения нет тех цифр, которыми оперировал чиновник Смольного.
Последний пресс-выпуск по зарплатам, кстати, вышел как раз в понедельник. Из него следует, что в январе средняя зарплата была 56,6 тыс. рублей, причем к январю прошлого года (а обычно такие показатели измеряют году к году) она составила 97,3%, то есть, упала.
«Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе 2019 года составила 72,5% к уровню декабря 2018 года и 93,1% – к уровню января 2018 года«, — уточнили в Петростате. То есть, тоже упала.
Возможно, речь шла о декабрьских зарплатах?
Во-первых, брать декабрьские зарплаты за ориентир не совсем корректно: именно на этот месяц приходится большая часть годовых премий и так называмые «тринадцатые» зарплаты.
Во-вторых, мы проверили и эти цифры. По данным все того же Петростата, в декабре средняя зарплата составила 77,7 тыс. рублей, что не бьется с цифрой Москаленко. К тому же, к декабрю предыдущего года она выросла на 6,5%, а не на 10,2%, а «реальная начисленная заработная плата… составила 102,5% – к уровню декабря 2017 года», — говорится в справке госстатистики.
Может быть, речь идет о совсем свежих цифрах?
Действительно, городское правительство может располагать данными, которые еще не опубликованы. Но можно использовать прошлогодние данные, чтобы проверить, бьются ли показатели.
Допустим, в Смольном взяли отношение зарплаты в феврале этого года к февралю прошлого (хотя Москаленко сказал, что данные за прошлый год). Так вот, тогда она составила 57,4 тыс. рублей. С учетом озвученного процента роста, зарплата в феврале должна была бы составить 63,26 тыс. рублей, а не озвученную 60,1 тыс. И даже если те же операции проделать с мартовскими данными, то тогда цифра получается 66,5 тыс. рублей.
Вдруг это вообще а) данные Росстата б) в среднем за год?
Действительно, после смены руководства Росстат стал гораздо оптимистичнее смотреть на состояние макроэкономики. Средняя номинальная зарплата по году в Петербурге по данным ведомства составила 60,1 тыс рублей, что соответствует данным, которые озвучил Москаленко, но не идентично. При этом, если брать данные Росстата за 2017 год (53,7 тыс. рублей), то год спустя зарплата выросла на 11,9% (Москаленко сказал 10,2%).
Кстати, если просуммировать данные Петростата по зарплатам за год, то получится средняя — 60,225 тыс. рублей (а не, 60,123 тыс. рублей, как пишут в Москве).
И еще: на сайте комитета по экономической политике и стратегическому планированию также публикуются макроэкономические показатели. Там, например, указана средняя начисленная зарплата в январе — 58,586 тыс. рублей. То есть, ровно на две тысячи больше, чем дает Петростат. При этом в пресс-релизе о выступлении Москаленко данных по зарплатам нет вообще.
Очень много цифр, что всё это значит?
Это значит, что данные государственной статистики по зарплатам противоречивы, а цифры Смольного не совпадают с официально опубликованными. Кроме того, надо помнить, что официальные данные показывают цифру с НДФЛ, то есть от них еще надо отнимать 13%. Тогда 61 тыс. рублей от Москаленко превращается в 53 тыс. рублей.
Возможно, более близки к правде цифры сервисов, где публикуются вакансии. Можно считать, что средняя зарплата в Петербурге в 2018 году выросла на 7,1% и составила 45 тыс. рублей (avito.ru). Или, что в 2018 году в Петербурге средняя заработная плата составила 40,2 тыс. рублей, увеличившись в самом конце года до 42,5 тыс. (hh.ru).
И еще можно согласиться с врио губернатора Александром Бегловым: «Цифрами мы людей не накормим».