Начало строительства Крымского моста можете прочитать в статьях:
1. О том, как Англия собиралась строить Крымский мост
2. О том, как Крымский мост строили из конструкций Дворца Советов
3. Канатная дорога в Крым через Керченский пролив
По приказу Сталина мост через Керченский пролив решено было достроить, и 24 апреля 1944 года, пока немцев всё ещё "выбивали" из Крыма, советские строители уже забивали свои первые сваи в основу Керченского моста.
Для выполнения приказа по обе стороны пролива была объявлена срочная мобилизация.
Как удалось узнать краеведам, в работе были задействованы 8 строительных батальонов 36-й железнодорожной бригады, 2 мостопоезда, тысячи крымских и кубанских жителей - людей в возрасте и молодых парней и девчат, которым пришлось днем и ночью, в слякоть и мороз заготавливать древесину для эстакады и вбивать сваи.
И строить нужно было быстро, чтобы успеть к 27-ой годовщине Великой Октябрьской революции, всё таки обещали вождю!
Великая Отечественная война всё продолжалась, и мост был действительно необходим для переброски войск на юг Украины. На стройку определили более 10 тысяч красноармейцев, строительство шло под обстрелом.
В 2014 перед началом современной стройки было найдено около 1000 мин, гранат и фугасных бомб.
Первый поезд со станции Крым до станции Кавказ отправился уже 3 ноября 1944 года.
В Кремле проигнорировали предупреждение строителей об опасности дрейфующих льдин. Дело в том, что Азовское море, которое находится по ту сторону пролива, зимой замерзает с северной стороны, а уже в половодье огромные ледяные глыбы устремляются в сторону Черного моря.
Принимавшая объект госкомиссия отметила, что, несмотря на трудные условия работы при частых штормах и сильных ветрах, «коллектив… поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 метров моста в сутки». Качество работ первой очереди комиссия признала удовлетворительным.
Неужели желание сдать мост к годовщине Октябрьской революции победило разум?!
Уже 26 декабря 1944 года, через 1,5 месяца после приемки объекта, начальник Главмостстроя Николай Холин телеграфировал в Кремль:
«В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду. Не можем снять с берега буксир Арарат и плавкран. Идет бойка свай на эстакаде. Ветер сбивает людей, их меняем через 4 часа, больше не выдерживают. С воды работы вести нельзя. Волны до двух метров».
Тем не менее поезда продолжали ходить по мосту на фронт - до 15 составов в сутки, в каждом до 50 вагонов.
Через 107 дней после открытия железнодорожного сообщения 21 февраля 1945 года советская газета"Правда" выйдет с двумя центральными статьями и обе о похоронах: в первой говорилось о гибели самого молодого генерала красной армии И.Д. Черняховского, во-второй - о проводах в последний путь Посла из СССР в Мексике К.Уманского.
Но ни слово о катастрофе, которая предопределит судьбу Крыма на долгие годы.
20 февраля 1945 года в проливе бушевал шторм, огромные льдины бились об опорные сваи моста, раскачивая многотонную конструкцию. Рабочие обстреливали лед с берега, авиация бомбила с воздуха, саперы заминировали огромный ледяной пласт и подорвали его, чтобы хоть немного уменьшить давление на опоры моста.
Но всё было тщетно, ничего не помогло.
В один момент давление льда на опоры достигло максимума, и 15 мостовых пролетов ушли под воду, утягивая за собой всю конструкцию. Как будто сама земля русская не хотела принять даже сваи немецкого производства.
За неделю до этого по нему успел пройти особо охраняемый литерный поезд, на котором с Ялтинской конференции вернулась в Москву советская делегация. Керченский мост продержался 4! месяца.
За это время по нему прошло более 2000 эшелонов с топливом и боеприпасами для фронта.
Если вам кто-нибудь скажет, что Керченский мост был сталинской авантюрой, вспомните эту цифру: "2 тысячи эшелонов". Они, эти эшелоны, сделали Победу ближе.
К счастью трагедия обошлась без жертв, если конечно не считать зря потраченного труда 10 тысяч бойцов железнодорожного батальона и сотен инженеров.
У нас всегда ищут крайних и первая мысль: "Саботаж!" Неужели никто не позаботился о безопасности моста: это халатность или злой умысел?!
Лучшем ответом на этот вопрос станет тот факт, что единственным кого сняли с должности был начальник главного управления железнодорожных войск генерал-лейтенант Никот Просфиров.
Более того, говорят Иосиф Виссарионович первый и единственный раз в жизни произнес по этому поводу необычную для него фразу: "Наказывать никого не будем. Я сам виноват".
Начинать заново все работы, такого советское правительство в полуразрушенной войной стране точно не могло себе позволить, однако желания у руководителей государств всё ещё было.
Уже через 4 года после трагедии заместитель путей сообщения Илларион Гоциридзе докладывал товарищу Сталину о том, что проект нового Крымского моста готов: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост». На что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году».
Больше этот вопрос не поднимался до самой смерти вождя народов. Ну а после было не до великих строек.
Через год после смерти Сталина между Керчью и Таманью открыли паромное сообщение, оно действует до сих пор, однако на протяжении полувека судьба строительства Крымского моста была не известна, говорили о его необходимости много, но ровным счетом ничего не делали.
Но сегодня ситуация кардинально изменилась.
С 2014 года, после возвращения Крыма в состав России, строительство моста начало набирать невиданные темпы.
Крымский мост будет одним из крупнейших мостовых переходов в Европе, его пропускная способность 40 тыс.автомобилей и 47 поездов в сутки.
Но остается вопрос готов ли новый мост к тем испытаниям перед которым не устоял старый?!
Для того чтобы избежать последствий любой погодной аномалии, конструкция современного моста прошла множество испытаний, полученные данные были учтены в процессе работы над проектом, в том числе при разработке конструктива мостовых опор.
В устойчивости современного моста сомневаться не приходится, и это не смотря на то, что в Керченском проливе сложная геология - на дне 60 метров жидкого ила, а под ним как раз залегают плотные грунты - надежная опора для моста до которых нужно добраться.
Глубина погружения свай на этих участков превышает 90 метров, это высота 30-тиэтажного дома.
Этому Атланту наших дней ничего не страшно.
Если вам была интересна статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезных материалов в ленту!
Читайте также:
Англия собиралась строить Крымский мост
Как Крым отметил воссоединение с Россией. Фоторепортаж от первого лица
Американский эксперимент в Крыму
Коренные жители покидают Крым
Развалины немецких фортов времён ВОВ в Крыму