Вспомним тех, кто начинал войну в небе Кольского Заполярья
Часто в жизни так случается, особенно во время военного лихолетья, что имена некоторых героев навсегда отпечатываются в народной памяти, а другие, подчас не менее славные, остаются безвестными. Все знают когорту летчиков-североморцев - последователей подвигов легендарного аса Бориса Сафонова - сафоновцев. Гораздо меньше знают тех, кто поднимался в небо с героем в первые месяцы войны. Это понятно - их жизненный путь оказался слишком коротким. Попробуем вспомнить этих людей.
Известно, что в начале 1941 года в 72-й авиаполк ВВС Северного флота начали прибывать летчики, только что окончившие военные летные училища. С 20 января по 1 февраля - семнадцать. Их собрали в одну учебную группу, которую возглавил старший лейтенант Борис Сафонов. В училище они прошли обучение на истребителях И-16 с мотором М-25 мощностью 750 л.с. Теперь же им предстояло освоить более современный И-16, оснащенный более мощным мотором М-63 - 1100 «лошадей». В это время в полку было всего четыре таких И-16. Ждали новых поступлений. «Ишачок», как ласково его называли советские летчики, в тот период был самым массовым истребителем в Красной Армии. У североморцев в большинстве бипланы - И-15 бис и И-153.
Практическое освоение нового истребителя И-16 с мотором М-63 продвигалось не столь быстро, как это было, например, в летных училищах. Причин много. Прежде всего, как мы уже сказали, малое количество машин. Сам аэродром Ваенга - небольшой, зажатый между сопками, меньше всего подходил для тренировки. К тому же совмещать такие полеты на одной узкой взлетно-посадочной полосе с ежедневной работой целого полка было достаточно сложно. Мешала и наша заполярная погода с ее неожиданными туманами и весенним ненастьем.
В таких условиях очень трудно соблюдать непрерывность обучения. Тем не менее в донесении командира 72-го САП командующему ВВС СФ генерал-майору Кузнецову указывалось, что на 13 июня 1941 года «… обучено 22 молодых летчика действиям звеном и в составе девятки по сигналу ведущего. Стрельбы пройдены только одиночно. Продолжают проходить стажировку еще 18 человек».
Как видим, число обучаемых с началом формирования тренировочной группы значительно возросло. Дело в том, что все время до самого начала войны в ВВС Северного флота продолжали прибывать молодые летчики. Правда, пилоты, окончившие военные училища в первой половине 1941 года, приходили сержантами и имели меньшее количество часов налета. 13 мая в соответствии с приказом наркома ВМФ от 29 апреля на базе тренировочной группы в составе 72-го САП сформировали 4-ю истребительную эскадрилью, которую возглавил старший лейтенант Борис Сафонов. По воспоминаниям офицера штаба ВВС СФ И. Ф. Антонова, командованием полка Сафонову было предоставлено право из состава группы лично набрать летчиков в свою эскадрилью.
Вот первый состав сафоновской эскадрильи:
командир эскадрильи ст. лейтенант Сафонов Борис Феоктистович;
зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Яковенко Алексей Иванович;
адъютант ст. лейтенант Блузкин Александр Андреевич;
командир звена ст. лейтенант Антипин Геннадий Владимирович;
командир звена лейтенант Рогожин Василий Иванович;
пилот мл. лейтенант Абишев Хусин Имамалиевич;
пилот мл. лейтенант Коган Самуил Иосифович;
пилот мл. лейтенант Котов Владимир Тимофеевич;
пилот мл. лейтенант Кулаев Николай Тазаретович;
пилот мл. лейтенант Максимович Виктор Павлович;
пилот мл. лейтенант Петров Евгений Сергеевич;
пилот мл. лейтенант Плотников Юрий Викторович;
пилот мл. лейтенант Покровский Владимир Павлович;
пилот мл. лейтенант Раевский Петр Захарович;
пилот мл. лейтенант Сурженко Сергей Георгиевич;
ст. техник эскадрильи в/техник 1-го ранга Белосохов Петр Михайлович.
Сразу же после создания подразделения Сафонов с подчиненными приступил к отработке упражнений по слетанности в звеньях с элементами высшего пилотажа.
С таких учебно-боевых вылетов молодые летчики возвращались на аэродром усталые и пропотевшие, но всегда довольные успехами. При этом Борис Сафонов часто приговаривал: «Устали, разбойники! Это полезно! Мы же истребители, а не извозчики. У нас натура хищников. Облака нам нужны для засад, сопки для незаметного подхода к противнику. Мы должны проделывать все фигуры высшего пилотажа с такой легкостью, как летаем по прямой. Только тогда нам будут помогать и скалы, и ветер, и тучи».
22 июня грянула война, а в составе 4-й эскадрильи по-прежнему было всего четыре «ишачка», причем один находился в ремонте после аварии. 25 июня наконец-то прибыли долгожданные двенадцать истребителей И-16. Сила! Самолеты имели неплохое вооружение - четыре скорострельных мелкокалиберных 7,62-мм пулемета. Но главная ценность новых машин была в том, что они обладали достаточной скоростью, позволявшей догонять двухмоторные бомбардировщики Ju-88, которые легко уходили от бипланов И-153 и И-15 бис. Это с ходу продемонстрировал на практике Борис Сафонов, сбив 24-го июня первым в небе Заполярья «Юнкерс-88».
Первый из поступивших И-16 Сафонов поднял в воздух утром 27 июня. Всего в этот день было поставлено на шасси и облетано четыре истребителя. Как правило, облет самолета занимал 20-30 минут. Через два дня, 29-го, состоялся первый групповой вылет командира эскадрильи с подчиненными. В воздух поднялось сразу девять «ишачков» на сопровождение бомбардировщиков, наносивших удар по наступающим горным егерям.
Надо ли говорить, как волновались молодые летчики, ждавшие этого часа долгие месяцы рутинных учебных тренировок и теперь жаждавшие уже в первом вылете заявить о себе. Выполнив боевое задание, уже на обратном пути неожиданно из замыкающего звена вышли из строя два истребителя - летчики младшие лейтенанты Петр Раевский и Юрий Плотников устремились в погоню за мелькнувшим в облаках «мессером» и быстро пропали из виду. Между тем основная группа благополучно вернулась и пошла на посадку.
Первыми сели «ишачки», за ними последовали бомбардировщики СБ. В это время над аэродромом появились «пропавшие» два наших истребителя. Они с ходу попытались приземлиться, но не получилось - помешали бомбардировщики, заходившие на посадку. Кроме того, по всей видимости, сказалось нервное и физическое напряжение первого боевого вылета, да и после азарта погони пришло запоздалое понимание своих не совсем правильных действий - самовольный выход из строя, за которым последует неминуемый «разбор полетов» со всеми вытекающими последствиями.
После четвертой попытки совершить посадку на И-16 младшего лейтенанта Раевского из-за выработки горючего остановился мотор. В одном километре от аэродрома самолет упал на землю и разбился.
Младшему лейтенанту Юрию Плотникову после двух безуспешных попыток уже с остановившимся воздушным винтом все же удалось посадить на фюзеляж свой «ишачок» в нерабочей зоне аэродрома. Пилот при этом получил сильные ушибы головы, а только что собранный и облетанный истребитель из-за полученных повреждений пришел в полную негодность. Младший лейтенант Юрий Плотников после аварии лечился более двух месяцев. 12 сентября 1941-го снова поднялся в небо. Вскоре отличился - во время своего четвертого вылета в воздушном бою сбил «Мессершмитт-109», но и его самолет сильно пострадал, пришлось садиться на фюзеляж. Дальнейшая его боевая деятельность уже не была связана с Борисом Сафоновым. Служил и воевал в 78-м и 27-м ИАП ВВС СФ. 28 апреля 1942-го награжден орденом Красного Знамени. 23 июня 1943 года в воздушном бою был ранен в обе ноги. Закончил войну в Беломорской военной флотилии в 53-м смешанном авиаполку в звании капитана, командира звена. Уволен в 1947-м.
Гибель младшего лейтенанта Петра Раевского - первая потеря в 4-й эскадрилье. На тот момент ему было 23 года. В выпускной аттестации по окончании летного училища отмечено: «В жизни энергичен, трудолюбив, на матчасти работает хорошо, проявляет всегда разумную инициативу. Непримирим к нарушениям воинской дисциплины. Обладает хорошими организаторскими способностями. <…> Тактически развит хорошо. В огневой подготовке имеет хорошие и отличные показатели. Техника пилотирования на самолете И-16 отличная. В полетах наблюдалась утомляемость. Ориентировка отличная. В усложненных условиях полета не теряется…».
(Окончание следует.)