Прочитал роман Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Это один из любимых романов любимого автора. Я писал подробно о Кундере в очерке о его романе «Вальс на прощание». Биография человека часто говорит о нем больше чем его творчество, а часто только благодаря биографии творчество становится широко известным. Были бы стихи Бродского менее гениальными, если бы в его жизни не случился идиот-проходимец Лернер или если бы у судьи Екатерины Савельевой было бы хоть зачатки совести? Да нет, гением Бродский родился, но вот мир мог об этом бы и не узнать. Милан Кундера один из отцов «Пражской Весны» мог бы так и остаться профессором и просто сеять доброе среди студентов, но запрет на профессию дал ему шанс и он начал писать.
Мне нравится Кундера и безумно. Какую роль в этом играют мои политические убеждения? Увы политические убеждения у меня есть и я готов отказаться от них на словах и заявлять, что рубль меньше двух и никаких убеждений более нет, но когда судьба дает искушение я… Я к сожалению не могу выбрать деньги и выбираю правду. Теперь уже без пафоса и с грустной улыбкой. Мне скорее стыдно, что у такой уродился и, что мне не даются чины и деньги. Часто даже друзья говорят мне, что нужно смириться и кушать из корыта, а не думать, что ты особенные и я согласен с ними, но только могу пока, как кот. Молча улыбаться, загадочно по чеширски и жить так, как жил причем в этой странной России. Быть легендарным мойщиком окон, на тебя все хотят посмотреть, ты герой. Не хотел бы я такой судьбы да и не получил. Избегайте статуса жертвы, как писал Бродский.
Главный герой романа преуспевающий доктор, который любил женщин и жизнь, который не хотел жить по правилам социализма. Не хотел предавать и продавать. Есть ли что-то более ненавистное для тех кто предал и продал, чем те, кто не хочет или просто не может сделать тоже самое? Финал очевиден- ты будешь просто мойщиком окон, а никаким не врачем. Вообще для моего поколения воспитанного на том, что надо куда-то стремиться и кем-то стать сама идея вещей более важным, чем должность и карьера или теперь деньги кажется странным. Еще более странным кажется то, что на каких-то поворотах судьбы мы выбрали, не смотря на свое воспитание, не должности, а честь. Как-будто у россиянина может быть честь. Откуда в холопской стране такие вот мы? За что все это нам…
Невольно отождествляя себя в героем романа «Невыносимая лёгкость бытия», я чувствую его боль и тоску. Я понимаю, что зря не уехал и никому не нужны мои страдания и боль моя только моя больно. Но нет ответа и есть только тоска. Как и герой романа я могу сказать спасибо женщинам. Женщин могут делать жизнь невыносимой, когда они рядом, но могут превращать ее тяжесть и безысходность в праздник. Невыносимая легкость становится выносимой, когда рядом есть тело и хозяйка тела, которая ценит и уважает в тебе человека, а не кошелек на ножках. Хотя в прочем кошельку достается больше и даже великие женщины просто нас любят, а их выбирают. Не важно какую роль мы сыграли в их судьбе и не важно, когда мы в них нуждаемся, да и нуждаемся ли мы в них больше чем они в нас?
Это роман не о диссидентах, это роман о женщинах. Как наверно и "Зеленый шатер" гениальной Улицкой. Хотя, наверно для мужчины все о женщинах, как у того солдата, что все время думает о бабе, даже глядя на кирпич. Дело тут совсем не в сексе, хотя без ниго никуда. Просто женщина, со времени матери некий высший арбитр «Тебе одной меня судить, тебе всегда со мною быть, команда молодости нашей, команда без которой нам не жить». Спасибо им и пусть они будут благословенны. Роман Кундеры читается особенно интересно, когда читаешь роман Улицкой «Зеленый Шатер». Хорошо становится понятно, что Россия не Европа. Средневековая Прага и ее традиции Свободы создали и воспитали совсем другой Народ и населению России таким народом не стать. А боль? Невыносимая боль… На сколько там осталось лет 25-30 и пройдет. «Все пройдет»,- как говорил Шломо Мэлех самый мудрый из людей.