В последнее время все мы часто слышим или читаем выражение «человек креативный». Получить подобную характеристику от руководителя или коллег в свой адрес – выше всяких похвал.
В наши дни становятся актуальными вопросы, касающиеся и детской креативности. Что это такое – креативность ребенка, ее показатели врожденные или благоприобретенные, как стимулировать развитие креативности?..
Креативность (от лат. «creare» – творить, создавать; «creatio» — созидание) – способность к творчеству. С английского языка слово «creative» переводится как «творческий», «созидательный».
Американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Умный не значит креативный
Ранее степень развития интеллекта отождествлялась с уровнем креативности. Позже выяснилось, что умственные способности соотносятся с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.
Креативность - это не сводимая к интеллекту функция, зависимая от целого комплекса психологических характеристик личности.
Составляющие креативности
Беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли — умение быстро переключаться с одной идеи на другую, полученную в одном контексте информацию использовать в другом.
Оригинальность — генерация парадоксальных и неожиданных идей, отличающихся от общепринятых.
Любознательность — любопытство и открытость ко всему новому.
Точность — способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость — безбоязненное принятие решения в ситуации неопределенности, даже рискуя личным успехом и репутацией.
Являются ли показатели креативности врожденными
Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Но не все дети самостоятельно находят путь к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются.
И наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит от влияния взрослых, иногда способных уничтожить «креативные гены».
Одни ученые считают, что творческое мышление обнаруживается после 5 лет, по данным других психологов, эти сроки колеблются от 1,5 до 6 лет.
Итак, лишь целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
Играть, играть и играть
Игра должна быть нескончаемой, именно в ней проявляется детская креативность. В самой природе игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать собственные замыслы и предложения других детей. И родителям остается лишь постепенное вовлечение ребенка в более сложные и нестандартные формы игровой активности.
Творческий подход взрослого
В развитии креативности ребенка не стоит возлагать надежд на детский сад и школу. Детская креативность – это воображение ребенка плюс творческий порыв взрослого. К сожалению, среди воспитателей и учителей не так много людей творческих.
Традиции и установки в обучении стимулируют или подавляют креативные способности. Все зависит оттого, с какими заданиями ребенок будет встречаться. Задачи "закрытого" типа имеют единственно правильный ответ, "открытого" типа предполагают самостоятельность выбора способа решения и большое количество ответов. Такие задания носят характер свободного устного или письменного рассказа, интерпретации изображения или ситуации, технического конструирования и т. д.
Задание «открытого» типа
Хорошим примером послужит задача «Еж в яблоках», предложенная несколько лет назад В.В. Утемовым.
Куда и зачем еж несет на своих иголках яблоки?
Насекомоядные ежи яблок не едят, зимой они спят. Может быть, с помощью кислот, которые есть в яблоках, ежи борются с паразитами на иголках. Возможно, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые на яблоках размножаются. Ежи запасают еду для насекомых, а потом их едят. Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки в норке поддерживалась плюсовая температура. Может быть, яблоками ежи подчеркивают свое превосходство для привлечения партнера, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста…
Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов ответов достаточно много. Именно "открытые" задания формируют оригинальность и самостоятельность мысли ребенка.
Без вашего участия не обойтись
К сожалению, именно в школьные годы наступает критический период развития детской креативности. В раннем возрасте словесные и изобразительные проявления были свободными и естественными для малыша. Школа ставит его в определенные рамки: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь в той форме, которая соответствует уроку. Как правило, креативность ученика исключается.
Следовательно, именно в школьный период требуется ваша помощь, чтобы ребенок сумел обрести, а не потерять возможность для самореализации, выражения своего "я" и стал человеком креативным.
Татьяна Порецких