Летописей, рассказывающих об искусстве городского озеленения до прихода османов, сохранилось совсем малое количество. Кое-где можно встретить истории о том, как разбивали свои сады сельджуки, но и они немногословны. Османы же, после завоевания Византии, в частности Константинополя, ныне Стамбул, не стали выжигать всю имеющуюся культуру чужеродной религии, а наоборот, продолжили традиции разбивания садов и парков по структуре византийских архитекторов, добавляя к ним свои вкусовые схемы, опыт и образовавшиеся мусульманские привычки.
Создавая новые сады, турки принимали практичные решения: они не нарушали топографические законы, создавали такой дизайн, который соответствовал настоящему климату и дополнял своей красотой окружающие условия. У них не было строгих правил по созданию садовых парков. К примеру, они не стремились выкапывать котлованы для создания искусственного пруда, а находили природный, окружая его клумбами и засаживая разными видами деревьев.
Садовые мастера Османской империи всегда старались по максимуму заполнить пустующие территории новыми и свежими растениями. Помимо всего они создавали удобные прогулочные террасы и набережные. Несмотря на то, что османские сады представляют собой отсутствие точной организации, в их расположении нет ни доли хаотичности.
Помимо всего, все садово-парковые участки должны были служить народу в качестве огорода. Для того, что бы исполнить данную функцию их земли засаживались не только красивыми цветами, но и фруктами и даже овощами.
Дворцовые территории все были усыпаны множественными тайными и уединенными садами, в которых любили проводить церемониальные процедуры. Также они использовались для личных султанских нужд. В таких местах правитель мог отдохнуть, остаться со своими мыслями наедине и просто провести пару часов в тишине от людской суматохи.
Главная часть сада выглядела в виде павильона. Они различались между собой архитектурным стилем. Некоторые строились в довольно скромных размерах, а другие были очень роскошного вида (кёшк — köşk). Они находились на тех местах, откуда открывался великолепный вид. Однако подобные павильоны всегда должны были быть частью природы, их вход и выход открывался в сторону сада, и сооружение лаконично вписывалось в окружающее пространство.
Фонтаны, исполненные в самых разнообразных формах и кипарисы являлись неизменными жителями таких садов. При Ахмете Третьем появилась традиция рассаживать семена жасмина, гвоздики, розы и, конечно, популярных тюльпанов, которые в итоге стали символом Турецкой Республики.
Но настоящая феерия среди садоводства с использованием декоративных украшений наступила в период правления Сулеймана Великолепного. Практически все исследователи и историки отмечали, что пышное убранство османских парков являлось отличительной чертой империи, ведь вокруг беседок всегда можно было обнаружить кочаны капусты, морковь, шпинат, помидоры, дыни и остальные разнообразные травы и полезные для человека растения.