Что машинисты называют термином "жезловка" и при чём тут цирковая акробатика?
Ранее, в одной из прошлых публикаций, на канале "Заповедная магистраль" я рассказывал вам о старейшей сигнализации применяемой на железных дорогах - о легендарных семафорах. Однако одного семафора для регулирования движения поездов было недостаточно даже во времена паровозов.
Во-первых, в сильный туман крыльев и огней семафора не видно. Иногда паровоз даже останавливали возле семафора и помощнику машиниста приходилось залезать на его мачту, чтобы посмотреть в каком положении находится крыло и какой на нём горит огонь.
А во-вторых, если допустим, дежурный по станции по злому умыслу или потеряв рассудок вдруг захочет совершить крушение? Для этого достаточно было вынуть ключ из централизатора на стрелочном посту и повернуть рычаг привода семафора, поднять крыло и…. Нет, необходимо было изобрести такое устройство, которое гарантировало бы невозможность отправить поезд на занятый перегон.
И такое устройство было изобретено - электрожезловый аппарат, являющейся основой электрожезловой путевой блокировки.
Железный документ
Два вот таких жезловых аппарата между двумя соседними станциями например Скакулино и Селижарово связаны между собой однопроводной кабельной линией идущей вдоль перегона. В каждом аппарате в тот момент когда перегон между станциями свободен должно находится строго чётное количество сигнальных жезлов или как их ещё называют жезлы машиниста, потому что жезл вручается непосредственно локомотивной бригаде перед отправлением. А жезл машиниста это не что иное как документ, эдакий железный аргумент дающий право поезду на отправление со станции, сопоставимый с зелёным сигналом светофора сегодня.
Для того чтобы изъять жезл из аппарата и отправить поезд со станции Скакулино, дежурный по телефону запрашивает у дежурного соседний станции Селижарово согласие на отправление поезда. Дежурный станции Селижарово должен подтвердить своё согласие, выполнив определённый регламент переговоров. Но это ещё не все. Своё согласие он подтверждает электрическим сигналом, вращая рукоятку индуктора на аппарате. Вот только теперь после того как электрический сигнал из Селижарово пройдет через перегон по кабелю к жезловому аппарату станции Скакулино получиться изъять жезл из аппарата, вложить его в специальный жезлоподаватель и вручить его на паровоз локомотивной бригаде.
Жезлоподаватель представляет собой специальный металлический обруч куда и вкладывается сам жезл. В старину жезлоподаватели делали просто, сгибали кольцом ивовый прут и привязывали к нему жезл. Этими мерами исключался недобрый умысел дежурного по станции или ещё какого-либо лица в организации сбоя движения поездов.
И пока жезл изъят из аппарата и не прибудет вместе с поездом на соседнюю станцию арифметическая сумма жезлов в двух аппаратах станций остаётся нечетной. А значит перегон считается занятым. Никакой силой не удастся изъять из аппарата ещё один жезл и отправить поезд на перегон в это время ни с одной стороны.
Жезл машиниста и причём тут почти цирковая акробатика
Это всё хорошо работает когда поезд следует на станцию с остановкой. Но мы же знаем что зачастую поезда следует через станцию и без остановки - на проход, как говорят железнодорожники. И что же тогда делать, как передать на локомотив жезл? Ответ прост - прямо на ходу! Вот тут то и понадобятся навыки цирковой акробатики.
Представьте себе тёмная ночь, тяжелый грузовой поезд с вагонами гружёными лесом, массой около 2000 тонн, под паровозом серии Л следует через станцию Селижарово из Скакулино на проход, за которой сразу начинается затяжной подъём, останавливаться нельзя ни в коем случае, иначе потом очень сложно будет преодолеть подъём.
Дежурный по станции выходит к путям и ставит возле себя фонарь, чтобы обозначить машинисту в темноте своё местоположение и он мог хоть как то ориентироваться в темноте. Он стоит неподвижно и вытянув руку держит обруч жезлоподавателя. Помощник машиниста, независимо от погоды, выходит наружу, на лесенку паровоза, и спускается на несколько ступенек. Он крепко держится одной рукой за поручень, а в другой руке у него обруч жезлоподавателя с сигнальным жезлом. Помощник машиниста по приближению паровоза к дежурному роняет на перрон свой обруч с жезлом перегона “Скакулино-Селижарово”, а затем на полном ходу действительно с точностью циркача попадает рукой внутрь обруча с жезлом следующего перегона “Селижарово-Ранцево”, который держит дежурный, подхватывает его на плечо и забирается обратно в будку паровоза. Главное - точно попасть рукой в обруч, иначе придётся останавливаться и осаживаться (то есть ехать назад) - за жезлом, который и находится внутри ручки обруча. А ехать дальше без жезла категорически запрещено.
И до сих пор вот так на некоторых линиях, где сохранилась и всё ещё применяется электрожезловая система, мы можем увидеть такую картину: помощник машиниста как в старых добрых черно-белых фильмах про войну хватает на ходу обруч с сигнальным жезлом, проявляя чудеса цирковой акробатики.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал"Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
При подготовке статьи использовались материалы из книги А.Б. Вульфова “Повседневная жизнь российских железных дорог”.