Найти тему
Ключи истории

Монашество в Византии

VII век н.э. в Византийском государстве, как и во многих других, ознаменовался падением уровня культуры. Христианская религия пришедшая на место языческих верований быстро ассимилировалась с языческими поверьями, обычаями и праздниками, которые упорно жили в народе. Во многих городах под именем святых чтились языческие боги. Жители Патры верили, что славян прогнать им помог апостол Андрей в образе воинственного всадника. Во время сбора урожая винограда поклонялись Дионису. В новолуние зажигались костры и юноши и девушки прыгали через них. Когда Пергам осадили арабы, люди по совету местного колдуна схватили женщину с младенцем, рассекли их на куски и бросили в кипящий костюм, а воины по очереди опустили туда свои перчатки в надежде, что их оружие будет защищено колдовским обрядом.

Часто народ прислушивался к ведунам, гадателям, которые продавали всяческие амулеты от защиты от нечистой силы. Изображениям Христа, апостолов поклонялись как языческим идолам. Статуи одевали в дорогие ткани, каждый пытался завладеть каким-либо символом от святого.

В это смутное и темное время начали обретать популярность монастыри и монашество. Знатные и богатые люди уходили в монастырь для спасения своей души. Другие, не такие консервативные, вкладывали свои средства в строительство церквей, монастырей, в их украшение. В этом видели большую спасительную силу.

Более состоятельные люди заранее строили себе могилу, в которой их похоронят, а также часовню и монастырь, где за него и его семью будут молиться. Бедные крестьяне объединялись в монашеские общины. Кое-кто отдавал свои усадьбы под монастыри. В столице Салоники число монастырей переходило за сотню. Часто монастыри строили на склонах гор Олимпа, Иды, Афона, в Малой Азии поскольку они почитались как прибежище богов и даже в христианское вероучение проникла это “священность”.

В то время среди монахов было популярно давать обеты: безбрачия, молчания, в отказе от одежды, от чистоты и купания, в юродстве, в нанесении себе телесных увечий ( самобичевание, ношение железных вериг на теле), в невозмутимости души, в столпничестве.

Монахи жили отшельниками либо общинами и проводили время в праздности. Но встречались монастыри, в которых вводились строгие правила и монахи овладевали каким-либо ремеслом: ткацкое, плотничество, башмачного. Монахи имели огромное влияние на народ: большинство верило в то, что молитва монаха спасает более полтораста человек, от вечной гибели.

Но усиление монашества очень не нравилось правительству. Империя постоянно нуждалась в воинах, чтобы охранять границы государства и отбивать напор арабов, а монастыри отвлекали большую часть населения от службы и работы. Богатые люди делая вклады в строительство и обустройство монастырей просто укрывали доходы от государства. И хотя в войне с мусульманством византийцы объявляли себя истинными поборниками веры, в реальности внутри государства верой и не пахло.