Страховаться нужно в надежной компании — это очевидное правило, понятное каждому. Профессиональный и добросовестный страховщик не будет затягивать сроки выплат, не включит в договор пункты мелким шрифтом, компенсирует ущерб в полном объеме и даже поможет защититься от мошенников. Иметь дело с такой компанией выгодно и просто. Но как ее выбрать?
В первую очередь стоит оценить опыт компании и ее ресурсы. В идеале, чтобы история деятельности страховщика исчислялась десятилетиями, а профессиональный опыт был универсальным, то есть охватывал все сектора страхования: от космоса и морских рисков до домашних животных. Только стабильная и ресурсная компания может себе позволить заниматься сложными видами страхования (морские и космические риски) и при этом развивать розничные направления, предлагая простые и понятные обычным людям программы, такие как страхование от укуса клеща, «коробочные» полисы для квартир, страхование домашних питомцев и др.
Второй значимый фактор связан с доступными каналами взаимодействия клиента и компании. Сегодня весь бизнес стремительно переходит в онлайн, и страховщики не являются исключением. Они развивают функционал своих сайтов, создают мобильные приложения, предлагают оформить и купить электронные полисы, не выходя из дома или офиса. Однако нужно понимать, что страховая компания — это не интернет-магазин. Многие важные для клиента вопросы сегодня по-прежнему удобнее и быстрее решить в офисе страховщика, особенно, если речь идет о спорных ситуациях. Более того, многим требуется личная консультация менеджера, чтобы разобраться в условиях страховой программы. Поэтому наличие клиентских офисов страховщика является большим преимуществом. Содержать такую сеть — удовольствие не из дешевых, в последние годы компании предпочитают закрывать свои представительства, делая ставку на электронные сервисы. Но если страховщик одновременно с онлайн-каналами, продолжает наращивать свою региональную сеть, значит его интересует не только собственная прибыль, но и интересы клиентов, с которыми связано долгосрочное сотрудничество и, как следствие, финансовый успех компании на годы вперед. С таким страховщиком можно иметь дело.
Рейтинги — важный пункт, позволяющий оценить финансовую устойчивость и активы компании, не погружаясь в исследования ее отчетности, тем более, что разобраться в ней довольно сложно. Наиболее полные российские рейтинги публикует агентство «Эксперт РА» (RAEX). Помимо этого есть международные рейтинги, например, от агентств Standard & Poor's (S&P), Moody’s и A.M. Best. Рейтинговые значения обычно дополнены прогнозом (позитивный, негативный, стабильный). Оптимально, чтобы страховая компания имела высокие оценки и российских, и международных агентств. Понять положение компании в отдельных видах страхования помогут рэнкинги — это топ-листы страховщиков, сформированные по определенному признаку или результату. Например, по объему выплат в ОСАГО за 2018 год или по объему сборов (то есть произведенных клиентами оплат) в страховании недвижимости за 1 квартал 2019. Здесь важно, чтобы страховщик был в первой десятке лидеров и по сборам, и по выплатам. Это будет означать, что компания не только продает полисы, активно работая с клиентами в конкретном виде страхования, но и отвечает по своим обязательствам — выплачивает компенсации по страховым случаям.
На что точно не стоит ориентироваться, так это на чужие отзывы. У любой компании есть лояльные клиенты, которые, например, ценят удобство мобильного приложения и сервис. А также недовольные страхователи, которые обращаются в суд. Мнения тех и других можно изучить ради интереса, однако строить на этом собственные выводы опасно. Восторженные отзывы о том, как люди купили каско со скидкой 80% или получили огромную сумму по решению суда, может привести вас в ненадежную фирму, которая старается продать побольше полисов и исчезнуть с рынка, а в суде проигрывает, потому что экономит на юристах. В то же время интернет наводнен негативными отзывами клиентов, которые пытались обмануть страховую компанию (например, приписать несуществующие повреждения авто в ДТП), получили законный отказ в выплате и остались этим недовольны. Так что лучше сформировать собственное мнение, ориентируясь на все критерии, названные выше. Начать можно с изучения сайта «Ингосстраха» — компании, которая уже перешагнула 70-летний рубеж.