Англичане очень любят подчеркивать, что они страна закона. На деле же Британия всегда громогласно требовала от всех стран соблюдать закон, но сама нарушала его всякий раз, когда им было удобно.
Один из показательных примеров – нарушение свободы мореплавания. Именно британцы присвоили себе право досматривать любые суда. Делали они это даже в мирное время.
Вот пример – в 1806 году Румянцев, в те года министр Коммерции, снарядил китобойный корабль «Слава». Не успел он отойти далеко от берега, как на него напал фрегат под французским флагом. Не удивительно – в те годы шла война с французами. Корабль сожгли, предварительно сняв с него снаряжение и такелаж, а команду высадили на пустынном норвежском побережье.
английский капер
Вот только через год в Лондоне было снаряжено судно китобоя Скорезби-второго. Наши дипломаты выяснили, что корабль был оснащен такелажем и снаряжением с русского корабля. Англичане тогда были союзниками русских, так что скандал поднимать не стали. Так, вежливо поинтересовались, на что было объявлено, что русские, дескать, ошиблись.
И таких случаев масса. Не только в отношении русских кораблей, отнюдь.
Впрочем, далеко не всегда у «просвещенных мореплавателей» получалось захватывать русские суда. Случались проколы.
В сентябре 1810 года из Архангельска в Норвегию вышло русское судно «Евплус» с полными трюмами то ли муки, то ли зерна. Тогда говорили просто – хлеба. Именно из России снабжалось в основном побережье Норвегии, где в разве что на юге ячмень выращивали на пиво. Но на одном пиве и рыбе не проживешь.
На борту судна было 9 человек команды. Мирный купец не имел ни одной пушки.
У мыса Нордкап корабль встретил английский капер. Тогда Россия после Тильзитского мира присоединилась к блокаде Англии. Войны не было. Русские просто отказались поставлять свои товары англичанам. Но британцы, как обычно, решили, что это позволяет рассматривать наши купеческие суда, как законную добычу.
поморское судно
На «Евплус» была высажена призовая команда из 9 английских моряков с офицером во главе. Судно было объявлено призом и его повели к британскому берегу. С планами русских моряков это как-то не согласовывалось.
Капер ушел искать другую добычу, русская команда скрепя сердце подчинялась захватчикам. На 11-й день терпение кончилось. Часть команды взбунтовалась: шкипер, 3 матроса и боцман.
Им удалось отобрать оружие у англичан и запереть их в трюме. Синяков, правда, наставили изрядно. Есть версия, что спавших в трюме каперов заперли, заколотив дверь, а трех бывших на палубе британских матросов убили.
Судно повернули обратно, и пошли опять в Норвегию, где благополучно разгрузились.
английский морской кортик
Об этом эпизоде напоминает выставленный в экспозиции Центрального военно-морского музея в Петербурге английский морской кортик с изогнутым клинком. Он принадлежал английскому офицеру из абордажной команды, а изготовлен был в 18 веке в Плимуте.
Архангельский же шкипер Матвей Андреевич Герасимов, проявивший изрядное мужество, стал первым в истории России гражданским лицом, награжденным Георгиевским крестом. Эту награду давали исключительно за военные подвиги, гражданским лицам даже за подвиги их вручали крайне редко.
Алекс Русских