Если так говорят окружающие, их большинство, то что-то в их словах может быть похожим на правду или близкое к ней. Запретить им так думать - невозможно, да и смысла в этом нет. Но, если бездарностью называть самих себя, то далеко с этим убеждением вряд ли можно уйти. Самокритика вещь полезная, но часто она доходит до крайностей. Так что же тогда движет человеком? Осознание бездарности или надежда на талант? А может, вообще, что-то иное?
Стивен Кинг на пути к карьере писателя в один момент начал терять уверенность в своих литературных способностях. И, возможно, мир так и не узнал бы о нем, если бы не толчок, "волшебный пинок" его супруги. Она нашла в мусорном ящике выброшенный черновик романа «Кэрри», прочитала и попросила Стивена дописать его. Вот пример того, как самобичевание может стать причиной отказа от занятия тем, что нравится и преградой на пути к возможному успеху.
Но вот и другая сторона медали. Что, если никто так и не укажет человеку верный путь, не похвалит, намекая на талант. В жизни многих людей, известных всему миру, так и случалось. Ярлык "бездарность" присваивали почти каждому из тех, кто был на самом деле талантливым, но не догадывался об этом. Что же не помешало им сделать величайшие открытия, сыграть потрясающие роли, написать известные произведения и т. д? Желание ли убедить окружающих в своей исключительности?
Делая ставку на талант, очень легко расслабиться и обрести чрезмерную уверенность в себе, которая сбивает с толку. Чувство разочарования может настигнуть при малейшем промахе, сравнения себя с другими:"Как же так? Я ведь талантлив! Где успех, признание?" А после подключается ещё и вера в то, что гроша и не стоит этот "талант". Так несложно растратить все имеющиеся ресурсы и опустить руки.
"Надо работать так, как будто таланта у тебя вообще нет" - сказал однажды известный Рой Джонс.
Забыв про талант, не зацикливаясь на его наличии или отсутствии, человек будет готов к неудачам. Настрой на «беcталантность», «бездарность» заставит работать усерднее, без поблажек к себе. Корней Иванович Чуковский писал в своих дневниках и письмах: «Какой же я писатель? Чернорабочий, фельетонист, газетчик», «Никогда я не считал себя талантливым...», «О своём писательстве я не высокого мнения, но я грамотен и работящ»