С тех пор прошло более ста лет, но убийство в Сараево все еще хранит много секретов. Представляю 5 фактов, которые наверняка вас удивят. И это не какие-либо теории заговора!
I. Франциск Фердинанд знал, что с ним будет
Наследник престола Австро-Венгерской империи прекрасно понимал, что поездка на Балканы может быть опасна для него. В прошлом в Боснии и Хорватии предпринимались попытки убить имперских чиновников и самих Габсбургов, а сейчас ситуация была особенно напряженной.
Первоначально Франциск Фердинанд хотел пропустить визит в Сараево, но боснийский военный генерал-губернатор Оскар Потиорек попросил его не делать этого. Как бы там не было эрцгерцог готовился к поездке так, как будто управляло ним что-то иное, чем просто предчувствие.
Еще до отъезда из Австрии он попросил остаться своего доверенного Янача. В качестве подарка он подарил ему золотые часы (спасибо за его верную службу?), и на всякий случай дал ключи от своего стола в венском Бельведере. Кроме того, он попросил Янача позаботиться о его детях, если
вдруг его постигнет беда.
II. Правительство Сербии уже давно располагало информацией о планируемом убийстве
Задолго до прибытия эрцгерцогской пары в Боснию сербские власти знали об том, что им грозит опасности. Премьер-министр Никола Пашич имел на своем столе отчет, в котором подробно рассказывалось о ходе операции. Их имена были известны, и также было известно, чем они были вооружены. Отчет показал, что убийц обучала и поддерживала сербская разведка.
Пашич, понимая, что попытка убить эрцгерцога, возможно, станет для Францишка Юзефа идеальным для нападения на гораздо более слабую Сербию, он попытался осторожно предупредить Вену. Лицо, к которому он обратился через посредника, однако, не направило дело дальше.
III. Гаврило Принцип пытался убить эрцгерцога не раз
Когда 25 июня 1914 года Франциск Фердинанд и его жена Зофия отправились в короткий тур по Сараево, их встретили цветами и развевающимися флагами. Люди были счастливы, что эрцгерцог и его жена посетили их город.
Когда пара отправилась на знаменитый местный базар, ее не охраняли местные полицейские. Франциск Фердинанд и Зофия мирно гуляли и ходили по магазинам. Тем временем сосредоточенный молодой человек скрывался в восторженной толпе. Сербский студент, Гаврило Принцип, крепко сжал пальцы в холодном пистолете, но не решил выстрелить в ненавистного Габсбурга.
Вероятно, он не хотел рисковать причинением вреда, принятой с энтузиазмом принцессе Зофии.
IV. Было выполнено две атаки
В день своей смерти эрцгерцог и его жена отправились во второй раз в Сараево, ехали на открытой машине и махали толпе. Они не знали, что на маршруте было размещено семь убийц Черной руки. У некоторых из них не было возможности стрелять, некоторые не решались. Неделько Чабринович атаковал первый.
Он вынул из кармана гранату, и бросил ее, нацелив на Франциска Фердинанда. Водитель увидел дымящийся объект, летящий к машине, ускорился, желая увернуться от него. Граната отскочила от машины и взорвалась на улице, ранив двадцать зрителей и несколько человек из свиты.
На этот раз эрцгерцога пронесло. А Чабринович? Он проглотил капсулу с цианидом и закричал: я сербский герой! Цианид не сработал, повстанец был арестован.
V. Эрцгерцог был убит доверенным к себе человеком
Франциск Фердинанд понял что чутье его не подвело, срочно захотел вернуться в Вену. Услышав это, вышеупомянутый генерал Потиорек был ужасно возмущен. По его мнению, это было совершенно недопустимо. Он полагал, что отказ от посещения и обеда в его официальной резиденции подорвет его авторитет в глазах жителей города. Он не позволил бы этому случиться.
На следующий день после первой попытки убийства Франциск Фердинанд сказал генералу: "я знал, что подобное произойдет". После следующих пунктов программы эрцгерцог захотел посетить больницу, в которой лежал раненный взрывом офицер
Несмотря на покушение на наследника престола, Потиорек отказался разместить в городе солдат и заверил Габсбурга, что тот будет в безопасности. Кроме того, он солгал, сказав что кратчайший путь в больницу - это точно такой же маршрут, по которому они ехали раньше. Автомобильная кавалькада начала свой путь назад по многолюдным улицам.
Когда Гаврило Принцип увидел эрцгерцога, он не мог поверить в свое счастье. На этот раз он не колебался...