Двадцатого мая 1906 г., одновременно с открытием коммерческого движения на Бологое-Полоцк-Седлецкой линии Николаевской ж.д., в провинциальном городе Осташков, что на берегу знаменитого озера Селигер, было введено в эксплуатацию паровозное депо.
Учитывая стратегический характер Бологое-Полоцкой линии, построенной накануне Первой Мировой войны (при финансовом участии союзной Франции) для нужд обороноспособности Российской Империи, было принято решение о строительстве коренного (основного), а не оборотного депо именно в Осташкове с целью обеспечения паровой тягой участка Бологое-Великие Луки на этой линии. Оборотные депо на этом участке были в это же время построены в Бологое-2 (Бологое-Полоцкое) и Торопце.
Благодаря непосредственной близости к Селигеру и построенному именно здесь основному, а не оборотному депо Осташков вполне претендовал на роль столицы Бологое-Полоцкой дороги на участке протяженностью в 310 км от Бологое до Великих Лук.
Разглядывая дореволюционный исполнительный чертеж из альбома проектов постройки дороги, можно получить достаточную информацию о том, что представляло из себя это паровозное депо в начале ХХ века.
На чертеже мы видим два веерных крыла с восточной и с западной стороны под паровозные стойла, соединённые между собой прямоугольным корпусом мастерских, и примыкающие к нему по центру ремонтные цеха.
Перед каждым веерным крылом находился поворотный круг системы Селлерса.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. депо Осташков, как и вся линия Бологое-Полоцк, очень сильно пострадало от авианалётов Люфтваффе. Налёты фашистов на станцию Осташков и депо начались в июле 1941г. и продолжались вплоть до февраля 1944г.
Веерное крыло с восточной (бологовской) стороны было полностью уничтожено в годы войны. А сама территория депо находилась в полуразрушенном состоянии до середины 80-х прошлого столетия, столько вот потребовалось времени после войны чтобы полностью восстановить все разрушения.
Вся территория при депо по воспоминания ветеранов после войны была буквально засыпана остатками от разорвавшихся авиационных бомб, а неразорвавшиеся здесь находили ещё даже в 90-е прошлого века. Так например при строительстве в 1990 году тогдашним начальником депо Осташков Виктором Николаевичем Сигачёвым тендерного цеха при разработке котлована на месте будущего цеха подцепили экскаватором неразорвавшуюся авиационную бомбу. Пришлось вызывать МЧС, а на время проведения работ по разминированию объявить эвакуацию всех сотрудников депо.
Последний разворотный круг в Осташкове был разобран по приказу начальника депо Сигачёва в 1989г., а затем был на его месте уложен "треугольник" для того чтобы оборачивать на нём двухсекционные тепловозы серии 2М62, заменившие здесь паровозы на линии. Обернуть "двойную машку" на поворотном кругу не представлялось возможным не разъединяя между собой секции. Решение о ликвидации паровозного круга было неоднозначное, все-таки веет от него стариной и духом паровоза. В ретро-депо разворот паровоза на кругу притягивает к себе внимание зевак и туристов. В ремонтном депо Великие Луки ТЧР-33 такой до сих пор сохранён и исправно выполняет свои задачи и по сей день.
Паровозы на Бологое-Полоцкой линии продолжали трудится до 1976 года, а на маневровой работе и с вывозными поездами ещё 10 лет. На смену им стали приходить тепловозы серии М62, 2М62, ВМЭ1, ТЭМ1 и другие. Поэтому в 80-е ХХ века в депо Осташков неплохо уживались вместе как паровозы так и тепловозы. Ветераны депо Осташков, отработавшие всю свою жизнь на паровозах, крайне неохотно пересаживались на новые локомотивы, а для многих такая замена откровенно говоря даже стала личной трагедией. Сколько спивалось народу, тяжело переживали всё это, покидали родное депо, не доработав даже и до пенсии.
Бологое-Полоцкая линия оказалась последней советской железнодорожной магистралью на паровой тяге.
С началом перестройки в 1990 годы и связанными с ней экономическими преобразованиями в стране Бологое-Полоцкая линия начала приходить в упадок. Изменение существующих границ бывшего СССР и разрыв экономических связей с республиками, входивших в его состав (Прибалтика и Белоруссия), фатально отразились на деятельности всей дороге. Массово стали закрываться заводы и фабрики в населённых пунктах, прилегающих к Бологое-Полоцкой линии.
В итоге это все привело к резкому падению внутреннего грузопотока, так что вскоре грузить вагоны на линии стало просто нечем, кроме леса. Об этом я уже тоже писал на своём канале. А демографический кризис и отток населения в крупные города в поисках заработка в свою очередь также негативно отразился на достаточно скромном пассажирском движении на линии.
Результатом разразившегося в нашей стране экономического кризиса стало принятие решения о полном закрытии локомотивного депо Осташков ТЧ-34 в октябре 1998 года.
В последние годы после закрытия ПТОЛ в депо Осташков выглядел вот так.
Оставшиеся на тот момент времени локомотивы были переданы в эксплуатацию на другие участки российских железных дорог. В самих деповских корпусах был организован ремонт кранов на ж.д. ходу, который продержался совсем недолго ровно два года до 2000г., после которого было закрыто и движение транзитных поездов по линии, а участок от Бологое до Великих Лук переведен как магазин на дневной режим работы. Это решение было принято тогдашним начальником Октябрьской дороги Г.П. Комаровым, получившим за свои подобного рода дерзкие и противоречивые решения прозвище "разрушитель".
Затем весь комплекс был передан в аренду МУП "Осташковгортеплосети", пока в 2008 году к Осташкову не подтянул свои длинные щупальца Газпром теплоэнерго Тверь. С этого момента и сами закрытые гортеплосети приказали всем долго жить, а территория бывшего депо оказалась заброшена и полностью разграблена впоследствии.
Теперь подобные фото несомненно уже история, о которой лишь остаётся вспоминать с глубокой ностальгией и грустью.
Сегодня картина на этом же самом месте выглядит примерно вот так.
А так сегодня выглядит внутри заброшенный цех ремонтных мастерских бывшего локомотивного депо Осташков. Тоска и полное запустение...
Мальчишкой, ещё в советское и уже постсоветское время, я застал депо Осташков действующим. В ремонтном цехе разделенном по специализации на категории "Б", "В", "Е" и прочие стояли различные станки немецкого производства, полученные ещё после войны по репарации из Германии: токарные, сверлильные, фрезерные. На стенах высели растяжки с коммунистическими лозунгами белыми буквами на красном фоне, призывавшие работников депо к ответственности за своё дело и добросовестному труду. В одном из цехов (уж очень это хорошо до сих пор отложилось в моей памяти) висела огромная репродукция художника Перова "Охотники на привале". В цехах стоял постоянно шум и грохот, летали ласточки устроившие свои гнёзда прямо под кровлей внутри цеха. На обеденном перерыве мужики слесаря и мастера в чёрных промасленных до блеска робах гремели под плотный папиросный дым и весёлый смех в домино: "Рыба!"
Это было время моего безвозвратно ушедшего детства.
Сегодня всё это исчезло и мне теперь без слёз на это все и не взглянуть уже.
Остаётся теперь лишь вспоминать, листая старые снимки, которые я бережно собираю и храню затем в своём фотоархиве:
Никогда прежде будучи ещё мальчишкой в те годы я и представить себе не мог, что однажды вот так печально всё закончится и некогда очень бойкий железнодорожный край придёт в полный упадок и запустение. Казалось что гудки локомотивов, стук колес и шум из доносящийся из деповских цехов будут слышны здесь вечно.
Я решил немного поэкспериментировать и соединил в Photoshop два этих снимка, сделанные в одном и том же месте спустя годы, и вот что у меня вышло:
По моему так очень похоже на поезда-призраки, врывающиеся будто туман из деповских ворот, словно тени прошлого, давно уже забытой и невозвратной жизни, из той, о которой теперь можно лишь вспоминать.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!