Разбираясь в теме воспитания детей, перехода сценариев поведения и ощущений от родителей к детям и возможности проявления родителем или педагогом негативных эмоций в адрес детей, я задумалась – когда всё началось, откуда надо копать? И вот что у меня получилось, исходя из системы Христианских знаков.
Первым Родителем был Творец. Когда Он изгнал Своих детей из Рая, в них впервые зародилось вот это ощущение, что «хорошего меня любят, а плохого – нет». Но это не так. Бог любит всех. И из-за этого когда-то карает. Но Его дети не поняли этого. Мы не умеем верить в будущее и идти к нему. Т.к. в Раю будущего не было. А змей подтолкнул к тому, чтобы было. Древо познания – это древо времени. Мы стали различать лица будды и преступника по-отдельности. Появился ход времени. А ориентироваться в нём надо учиться.
Очень важно вырабатывать в себе это ощущение идущего времени здесь и сейчас. Чтобы потом обрести вечность в полноте, а не в секунде, которая называется настоящим.
Кольцо Соломона с надписью «Всё пройдёт», говорят, имеет продолжение. В конце жизни он увидел надпись: «Ничто не проходит». Но сперва он должен был привыкнуть к тому, что «всё проходит». В этом суть многих духовных практик: «Со временем ты поймёшь, что времени не существует, но на это нужно время».
Вот и ребёнку нужно время и умение его осознавать.
У каждого человека бывает плохое настроение, каждый человек может сорваться, если его чадо что-то делает не так: особенно, когда себе же и вредит. И это нормально. Я не говорю сейчас о каких-то проблемных семьях или педагогах, не любящих детей. Я говорю о нормальных любящих родителях и преподавателях. Когда человек любит, он сердится даже сильнее – из-за самого же объекта любви, потому что хочется, чтобы он был счастлив и успешен. Очень важно ребёнку при этом научиться понимать, что буря пройдёт. Что любить будут по-прежнему, а может, и сильнее. Нужно пережить и, главное, сделать выводы, а не испугаться возможной «покинутости» или обидеться.
Когда мы ушли из Рая, мы потеряли ощущение вечности-стабильности. Появилось ощущение времени-движения-изменений. А мы не знали, что с этим делать. Мы относились к каждому событию, как к завершившемуся. И до сих пор можем так воспринимать. Но каждый имеет возможность научиться чувствовать течение времени. Чтобы не ставить на себе крест, если произошло что-то нерадостное. И чтобы понимать, что похвалы не будут вечными, если не двигаться дальше. Поэтому ребёнку очень важно видеть весь спектр жизни, отношений и поведения. Не только «позитивного», но и «негативного». Не только радость, но и печаль. Чтобы не продлять иллюзию вечности. Потому что это хрупкая, ненастоящая вечность. Когда-нибудь, поняв время, человек сможет ощутить и истинную вечность, когда «ничто не проходит», и это будет не призрачная устойчивость, а уже восприятие полного объёма: мгновения настоящего, опыта прошлого и предощущения будущего.
А пока ребёнок делает первые шаги – в жизни ли, в профессии ли – он должен видеть время. Он должен видеть, что сегодня им довольны, а завтра – нет, а послезавтра довольны снова. И да, пусть даже недовольство ощущается когда-то вплоть до отторжения: дети склонны всё обострять слишком сильно. Но если он поймёт, что это секундное отторжение, неполное: не истинное, а спонтанное – у него выработается уверенность в человеке и своей важности для него и при этом понимание, что реакции на разное существование разные.
Я, например, в своей преподавательско-режиссёрской деятельности, не стесняюсь высказать, что я думаю о происходящем на репетиции. Я могу быть очень недовольна. И не скрываю это. Но после репетиции я всегда улыбнусь, встретившись с человеком, и не буду хранить недовольство. И постараюсь выразить своё доброе отношение. Ни в коем случае не сглаживая того, что произошло в работе. А лишь поддерживая ощущение того, что бури проходят, а человек остаётся, если он действительно с тобой.
Стоит ли избегать "бурь" в воспитании детей? (Поиск ответов от начала мира и далее)
25 марта 201925 мар 2019
11
3 мин