Найти тему
azbook.media

Чарующие инструменты Востока

Без музыки и танцев сложно представить азербайджанский народ. Да что там сложно — невозможно! Сложно прожить без душевных звуков мугама и зажигательных ритмов народных танцев. Музыкальные инструменты являются национальным достоянием азербайджанского народа и отличаются своим богатством и разнообразием. Созданные еще в древние времена, они продолжают существовать в современной жизни азербайджанцев.

Слева направо: тар, гавал, кеманча
Слева направо: тар, гавал, кеманча

Произведения классиков азербайджанской поэзии, труды музыковедов средних веков, миниатюры художников, дневниковые записи путешественников говорят о том, что в Азербайджане использовалось около 90 музыкальных инструментов. До наших дней, конечно, дошли не все 90 — лишь те, звучание которых особенно полюбилось и народу, и музыкантам.

Азербайджанские народные инструменты по строению, способам звукоизвлечения, материалу изготовления делятся на три группы:

1. Струнные инструменты:
• щипковые: тар, саз, уд, канун
• смычковые: кеманча.
2. Духовые инструменты: зурна, тутек, балабан.
3. Ударные инструменты: нагара, гавал.

Зачастую песни исполняются несколькими инструментами сразу — например, тар, гавал и кеманча. Тем не менее каждый инструмент прекрасно звучит в сольном исполнении, поэтому о каждом мы расскажем отдельно.

ТАР

Один из основных инструментов азербайджанского народа с совершенным и блистательным звучанием. Тар распространился на Ближнем востоке в XIV-XV веках: в Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции. Старинный тар внешне отличался от современного. В конце XVIII века инструмент обрёл тот внешний вид, который мы знаем сегодня. Это произошло благодаря известному музыканту Садыхджану, которого прозвали «Отцом тара». Он реконструировал тар, увеличив число струн до 11, и внес изменения в его исполнение. Раньше инструмент имел больший размер, и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состоянии. Садыхджан перевел игру с колен на грудь. С тех пор в инструменте практически ничего не менялось. Благодаря Садыхджану тар обрел широкую популярность как среди богатых, так и среди простолюдинов.

Тар вблизи
Тар вблизи

САЗ

Этот музыкальный инструмент упоминался в ХII веке в поэмах Низами Гянджеви. Благодаря своей мелодичности и спокойному звучанию, саз стал неотъемлемой часть ашугского искусства. В оркестре народных инструментов саз выступает как солирующий инструмент.

Эволюция саза тесно связана с ашугским искусством. Название этого инструмента часто упоминается в стихах поэтов-классиков и ашугов. Первые сазы имели короткий гриф и две-три струны. Позднее саз, «идущий в ногу» с развитием ашугской музыки, увеличился в размере, прибавив количество струн и ладов. Современную форму инструмент приобрел еще в начале ХVI века. Нынешний азербайджанский саз принято считать более совершенным потомком гопуза (тюркский народный инструмент).

УД

Это один из самых старинных музыкальных инструментов. Глубокий и нежный звук уда извлекается при помощи орлиного пера. Названия русской «лютни», немецкого «лаота», итальянского «люто», испанского «лауда» происходят от «ал-уда». Привезенный на остров Сицилия и в Испанию, уд в средние века широко распространился по всей Европе, в XVII - XVIII веках достиг пика своего развития, но постепенно стал терять свое превосходство, уступив место скрипке и гитаре. Тем не менее инструмент до сих пор остается популярным в странах Востока.

КЕМАНЧА

Ещё один древнейший музыкальный инструмент, который упоминается в произведениях классических поэтов Азербайджана. Кеманча — обязательный музыкальный инструмент в ансамблях традиционной музыки мугама. Без его тембра невозможно представить мугам. Популярность кеманча обрела еще в ХVI-ХVII вв. Сам инструмент состоит из корпуса округлой формы, сделанного из орехового дерева, широкого грифа и соединяющего их, проходя внутри корпуса, металлического стержня, именуемого «шомполом». Для игры на кеманче используют лукообразный смычок, держа инструмент вертикально на колене. У незнакомца может возникнуть впечатление, что музыкант неправильно держит скрипку страной формы.

Канун
Канун

КАНУН

В Азербайджане канун имеет тысячелетнюю историю. Музыкальный инструмент упоминает в своих поэмах Низами Гянджеви. Поэт Физули тоже не оставил без внимания этот источник чарующей музыки:

Однажды ночью шёл меджлис, весельем развлекая,
Да тем, что грусть-тоска была забыта, далека,
Звучали песни царские, и дева рая
Кануном услаждала слух всем, радуя сердца.

На несколько веков канун был забыт всеми, пока вновь не возродился в составе оркестров в 50-х годах ХХ века. В Азербайджане решили заняться восстановлением утраченного мастерства, и в итоге в 1966 году в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы был открыт класс кануна.

Продолжение в наших следующих материалах...