В одной из наших поездок по старым крымским дорогам решил я показать своему друг и товарищу по совместным фотопутешествиям, одно заброшенное, старинное инженерное сооружение, построенное ещё в сороковых годах 19-го века. Севастополь - "высокочтимый, священный город" , для которого предназначалось это сооружение, к тому времени застраивался и реконструировался, как современный военный город, как военная морская база России на Чёрном море.
С Бахчисарайского шоссе, по которому мы ехали с Ай-Петри к трассе Севастополь-Ялта, свернули у Танкового на Залесное, Терновку и далее. За Черноречьем, не доезжая до Хмельницкого, остановились у моста через Чёрную речку. Пошли вдоль реки вверх по течению. Накатанная всякими квадроциклами и прочими циклами на травяном пригорке дорога привела нас к вот такой бетонной траншее.
Фотографии можно увеличить , кликнув на них
Эта траншея - часть того инженерного сооружения, которое я обещал показать Валере. Речь шла о севастопольском водоводе, иначе акведуке. Хотя в нашем понимании, в понимании русской инженерной техники, под акведуком подразумевается водовод, находящийся над речкой, оврагом. Пройдя ещё несколько метров, мы как раз и увидели тот самый водоводный мост.
Теперь немного истории: В 1835-м году адмирал Лазарев разворачивает большое строительство. Главный объект – адмиралтейство, а также приданные ему верфи. Необходимая часть судостроительных заводов – сухие доки. Для их заполнения решили брать воду из полноводной Черной речки . Проект водопровода поручается разработать инженер-полковнику Джону Уптону. Тот самый Джон Уптон, по проекту которого построена знаменитая Графская пристань. Он также проектировал сами доки, многие здания Севастополя, участвовал в разработке планировки центра города. За основу строительства Севастопольских акведуков Джон берет акведуки Древнего Рима. Вода в них стекает под естественным уклоном по системе желобочных водоводов, сверху прикрытых для предотвращения испарения и загрязнения воды. Чтобы преодолеть лощины или долины рек, строятся специальные мосты с арочными пролетами, а под горами пробиваются тоннели. Всего по Лазаревскому водоводу было построено 5 мостов-акведуков. Наиболее сохранившийся - Чоргуньский, о котором речь. Про остальные вы можете узнать и даже сфотографировать останки (если найдёте), когда будете в Севастополе. Кроме нашего - Чоргуньского - были построены Инкерманский, Киленбалочный, Аполлоновский и Ушаковский . Названия даны по месту расположения. Достроили водовод к 1853 году. Во время Крымской войны, первой обороны Севастополя, водовод сильно пострадал и в довершение, уходя, войска союзников взорвали уцелевшие акведуки. И только Чоргуньский акведук, спрятанный у подножия Телеграфной горы, уцелел практически в том виде, в каком его построили в XIX веке
Время точит... Жаль, но этот настоящий памятник строительной инженерии и архитектуры никому не нужен - ни севастопольцам, ни крымчанам, ни старо-новым властям.
Хотя, почему не нужен? Узнали про этот мост шашлыкоделы и любители "покушать" в красивой природе. Летом вокруг моста разбивают шашлычные кафешки со столиками, где с шампурами в руках "обожатели природы" не устают восхищаться своими предками, построившими такое чудо.
Водовод проходит по мосту.
Створы для распределения водных потоков. Всё же старый работяга -акведук используется для орошения местных сельхозугодий.
Ничья собачка кого-то ищет.
Вы кота видите? Нет? А он есть - схоронился от собачки.
Нас увидел, представился.
Взял с нас плату...
и побежал по своим делам.
Мы тоже засобирались домой. Попрощались с мостом. Он строго посмотрел нам вслед.
Если понравилась эта публикация про уникальное историческое сооружение под Севастополем, можете нажать "палец вверх" на этой странице, поделиться этой публикацией с друзьями в своих соц. сетях и подписаться на канал Про Крым и не только... , чтобы посмотреть и про другие крымские (и не только) прогулки из коллекции бродилок Юрия Тимофеева . Кроме всего прочего, планируем публикацию о прогулке вдоль Чёрной речки...