Найти тему
Екатерина Узакова

Что и кому должен учитель?

Очень часто в рабочей суматохе мы можем слышать: учитель должен. Эта фраза может прилететь от родителя или администрации школы, а возможно и от смелого и отчаянного ученика-подростка. Каждый из них вкладывает свой смысл в это слово «должен», от «должен любить моего ребёнка» до «должен двадцать четыре часа в сутки семь раз в неделю находиться на рабочем месте». А где юридически закреплены «учительские обязанности»?

20 марта 2019 года в Министерстве просвещения РФ состоялось заседание рабочей группы «Совершенствование системы аттестации учителей, профессиональный стандарт «Педагог». Группа была создана для решения вопроса формирования и внедрения национальной системы учительского роста. Общественные трансформации последних десятилетий требуют пересмотра системы образования и предъявляют новые требования к уровню подготовки учителей. Новое общество, новая школа, новые учителя.

Заседание было проведено директором Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России М. Б. Хлопотных. Перед группой была поставлена задача рассмотреть и обсудить два проекта профессиональных стандартов: «Учитель» (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) и «Педагог дошкольного образования (воспитатель)».

Педагог XXI века

Профстандарт «Учитель» был разработан ассоциацией «Педагог XXI века», он включает в себя трудовые функции, необходимые умения, трудовые действия, которые должен выполнять педагог. Например, в рамках обучения педагог должен:

Разрабатывать

и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Осуществлять

профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Планировать

и проводить учебные занятия.

Систематически

анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.

Организовывать

и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимся. Формировать универсальные учебные действия.

Формировать

навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Формировать мотивацию к обучению.

Объективно

оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Владеть

формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Разрабатывать (осваивать)

и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать

и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся, для которых русский язык не является родным, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подробнее с профстандартом «Учитель» можно ознакомиться тут.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.