Очень часто в рабочей суматохе мы можем слышать: учитель должен. Эта фраза может прилететь от родителя или администрации школы, а возможно и от смелого и отчаянного ученика-подростка. Каждый из них вкладывает свой смысл в это слово «должен», от «должен любить моего ребёнка» до «должен двадцать четыре часа в сутки семь раз в неделю находиться на рабочем месте». А где юридически закреплены «учительские обязанности»?
20 марта 2019 года в Министерстве просвещения РФ состоялось заседание рабочей группы «Совершенствование системы аттестации учителей, профессиональный стандарт «Педагог». Группа была создана для решения вопроса формирования и внедрения национальной системы учительского роста. Общественные трансформации последних десятилетий требуют пересмотра системы образования и предъявляют новые требования к уровню подготовки учителей. Новое общество, новая школа, новые учителя.
Заседание было проведено директором Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России М. Б. Хлопотных. Перед группой была поставлена задача рассмотреть и обсудить два проекта профессиональных стандартов: «Учитель» (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) и «Педагог дошкольного образования (воспитатель)».
Педагог XXI века
Профстандарт «Учитель» был разработан ассоциацией «Педагог XXI века», он включает в себя трудовые функции, необходимые умения, трудовые действия, которые должен выполнять педагог. Например, в рамках обучения педагог должен:
Разрабатывать
и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Осуществлять
профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Планировать
и проводить учебные занятия.
Систематически
анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.
Организовывать
и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимся. Формировать универсальные учебные действия.
Формировать
навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Формировать мотивацию к обучению.
Объективно
оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Владеть
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Разрабатывать (осваивать)
и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать
и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся, для которых русский язык не является родным, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Подробнее с профстандартом «Учитель» можно ознакомиться тут.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.