Найти тему
Александр Дедушка

Школа - нелюбимая падчерица государства (часть I)

Судя по тому, как государство относится к школе, невольно приходит на ум вопрос, нужна ли она государству на самом деле, а если нужна, то неужели же в том виде, в котором она сейчас существует. Сейчас школа явно существует на положении неродной и нелюбимой падчерицы . Государство бы с удовольствием бы избавилось от "чужой крови", и если это пока не получается, то уж третировать и помыкать можно от души.

Что только школы не делают - и отдельно учителя, и учителя вместе с учениками - и снег убирают, и сгоняются на митинги, и мусор метут, и заполняют кульмассовые мероприятия. Правда, бедная падчерица - современная государственная школа

Да и всеобщая садомазия, в которую погружено абсолютное большинство школ, не есть ли то, чего хочет от школы государство, ведь оно по закону является заказчиком образовательной системы, ее куратором и бенефициаром?

Давайте спросим себя, какие граждане нужны нашему государству и подумаем, воспитывает ли таких граждан современная школа. Именно здесь будет лежать ответ на вопрос о нужности школы и ее эффективности.

Итак, без большого напряжения ума можно назвать следующие качества своих граждан, которые в качестве государственного и общественного заказа должна воспитывать школа. Это как бы квинтэссенция из так называемого «портрета выпускника школы», который выставлен в качестве идеала в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Итак, граждане России должны быть:

· любящие свою страну;

· честные;

· трудолюбивые;

· сплоченные.

Пойдем последовательно. Скажите, сильно ли будут любить страну ученики, к которым относятся как к зэкам: обнюхивают, осматривают, ощупывают, водят под конвоем в туалеты? Но ведь это только самая вершина айсберга. А сам «айсберг» состоит из поразительного равнодушия к состоянию абсолютного большинства учеников школьного возраста, к тому, как они себя чувствуют, какое у них состояние здоровья, способны ли они усваивать то, что им предлагают по школьной программе, как они относятся к себе и к своим сверстникам. Похоже, государство заинтересовано только в одном: чем ты набил свою мозговую коробку, какой бал ты покажешь на ОГЭ и ЕГЭ. Все остальное государство по большому счету не волнует.

Причем, состояние своей мозговой коробки ты как ученик должен показать под системой контроля, доведенной до абсурда и срисованной то ли с ГУЛАГовских, то ли с ГЕСТАПОвских лагерей. Государство, если потребуется, не остановится перед тем, чтобы заглянуть тебе в трусы, и видимо скоро дойдет до того, что заставит тебя под камерами испражняться в туалете. А в качестве «оруэлловской» гротесковой иронии - надсмотрщиками над тобой станут или твои же собственные, или чужие учителя.

Скажете, вы будете любить такое государство? Вопрос, как видно, риторический. Государство тратит миллионы на закупку и установку проверяющих камер, но до сих пор не решило финансовые вопросы по капитальному ремонту уже существующих и строительству новых школ, достойному их оборудованию, ликвидации вторых и третьих смен и бесплатному питанию своих учеников.

И как в таких условиях можно любить такую страну и такое государство? Ведь есть же очень простая и понятная духовная аналогия. То, что человек, тем более еще ребенок, видит вокруг себя, он автоматически переносит и на то, что не видит, что находится за его непосредственным кругозором. Если ребенок никогда не видел любви в семье, если там он видел только зло, если его родители злобились по отношению к друг другу и к нему самому, то и он будет так же относиться к окружающим его людям за пределами своей семьи. Злобное и недоверчивое отношение к людям он перенесет из своей семьи на всех остальных людей и пойдет с этим отношением дальше по жизни.

Точно так же и в школе. Если ученик, учась в школе, видел только равнодушное, презрительное, а то и злобное к себе отношение, если он понял, что представляющим государство учителям важнее, чем ты набил свою голову, а не есть ли вообще что-то в твоем желудке и способен ли ты вообще учиться так, как задумали какие-то дяди и тети, в его душе неизбежно, подчеркиваю – НЕИЗБЕЖНО! – родится соответствующее отношение не только к школе, но и ко всему вне ее. И государство, и свою страну он будет воспринимать в соответствующем ключе. «Вам было наплевать на меня, когда я был еще мал и беспомощен, когда был вынужден приходить в школу и мучиться за партой, вот теперь я вырос – и отплачу вам всем тою же монетой по принципу: «Как вы ко мне, так и я к вам». И любить такую страну такой ученик точно уже никогда не будет.

В этом же ключе можно сказать и о честности. Удивительно: государство изначально всех учителей и учеников считает подленькими беспринципными мерзавцами, которые никогда ничего не будут делать честно. Подчеркиваю, и учителей тоже! Ведь система ГИА (Государственная Итоговая Аттестация), представленная в 9-м классе в виде ОГЭ, а в 11-м в виде ЕГЭ, во многом вводилась для того, чтобы вывести систему итоговых экзаменов за пределы школ и освободить их от влияния учителей. И сейчас я, может быть, скажу парадоксальную вещь: государство право!.. Да-да, оно право! И учителя и ученики как раз такие и есть, какими нас считает государство!

Мы как-то опрашивали учеников, писавших олимпиады, и не нашли ни одного из них, кто бы не пытался воспользоваться запрещенными средствами (шпорами, телефонами, смартфонами) при первой же возможности, если такая возможность действительно им представлялась. То же на ОГЭ и ЕГЭ, но там сдерживающим фактором был страх аннулирования результатов.

То же касается и учителей: при первой возможности большинство из нас стараются помочь ученикам списать те же ГИА. Вот и сидят «на стреме» во время экзамена, ожидая звонка из туалета в полной готовности подсказать ответ, или даже запираются целыми коллективами в аудиториях, чтобы потом перед запечатыванием экзаменационных ответов просмотреть их, исправить ошибки и хоть чуть улучшить общие результаты. И ведь это не в одном каком-то месте происходит – это происходит по всей стране.

Давайте разберемся: такое ощущение, что кто-то заинтересован в культивировании этой абсурдной ситуации.

В психологии межличностных и внутриколлективных отношений есть один интересный феномен. Он называется «самоисполняющиеся пророчества», или «воплощающиеся предчувствия». То есть, если ты предположил низкие мотивы в своих партнерах по взаимодействию и общению, твои предположения, как правило, с неизбежностью осуществляются.

Представьте, какой-то человек или какая-то группа людей считает вас негодяем и мерзавцем. Как по отношению к ним вы будете себя вести? На самом деле все зависит от того, как вы сами относитесь к этим людям. Если вы их уважаете, то их негативное отношение будет вас ранить и заставит предпринять какие-то действия, чтобы оправдаться, показать, что на самом деле эти люди ошибаются, и вы не такой плохой, как они считают. Но!.. Так вы будете себя вести только в том случае, если мнение этих людей для вас действительно важно и дорого.

И совсем другая ситуация – если вы этих людей не уважаете или даже презираете. Мало того, что вы палец о палец не ударите, чтобы исправить их мнение о себе. Вы еще и постараетесь сделать нечто, чтобы подтвердить это негативное мнение о себе. Мол: «ах, ты и в правду считаешь меня уродом и мерзавцем – и молодец! И правильно считаешь – вот тебе в подтверждение!»

Вы поняли, к чему я клоню? Никто из нас – ни из учителей, ни из учеников, ни из родителей – не уважает свое государство. Подчеркиваю, не страну, не народ – а именно государство, которое во время экзаменов, олимпиад, ВПР-ов (всероссийских проверочных работ) выступает в качестве контролирующей организации в лице всяких проверяющих, начальников ППЭ (пункта проведения экзамена), представителей управлений образования и министерств. Поэтому: «Как вы к нам, так и мы к вам. Вы считаете нас негодяями и мерзавцами. Очень хорошо. Мы так и будем себя вести – соответственно вашему мнению, ибо мы с вами по разные стороны баррикад. И что вам – смерть, то нам - хорошо».

Вот тебе и «самоисполняющееся пророчество»! Оно действительно исполняется каждый год, постоянно и многократно. Удивительно, но, похоже, сложившееся ненормальное положение вещей там, в правительственных сферах, многих устраивает. Ведь это же так приятно ощущать себя представителями недремлющей и справедливой Фемиды, стоящей на страже государственных интересов и карающей беспринципных, подленьких учителей и учеников.

И невдомек этим самозваным «карателям», что если мы, учителя, способны отличить государство от народа, прогнившую коррупционную государственную систему от страдающих от нее народных масс, беспринципных «опричников» от великой страны, на теле которой они паразитируют, то нашим ученикам такой «различающий» взгляд еще не свойственен. Они и будут считать всю Россию «дурдомом», в котором бессмысленно и даже смертельно опасно соблюдать элементарные правила нравственности и «быть честным».

(продолжение следует... здесь)