Таблица Менделеева – важнейший инструмент в химии, будь то химия в школе или в вузе. Понимая закономерности, положенные в её основу, можно предсказать свойства элементов, узнать их валентность, предположить, как они будут вести себя в химических реакциях. Поэтому ОГЭ по химии включает в себя пул вопросов, связанных с периодической таблицей. Некоторые из них мы сейчас и рассмотрим.
Напомню некоторые важные закономерности таблицы Менделеева.
- при движении по периоду слева направо повышается высшая степень окисления, нарастают неметаллические свойства элементов (следовательно, образованные ими оксиды и гидроксиды становятся более кислотными), увеличивается электроотрицательность;
- при движении по группе сверху вниз усиливаются металлические свойства (оксиды и гидроксиды приобретают более выраженные основные свойства), уменьшается электроотрицательность. Степень окисления не меняется.
Теперь перейдём к конкретным примерам.
Задание 1.
В ряду C - N - О (углерод-азот-кислород):
1. нарастают неметаллические свойства
2. нарастают металлические свойства
3. уменьшается электроотицательность
4. сохраняется число валентных электронов
Ответ: 1.
Объяснение: в ряду C - N - О происходит движение слева направо по одному периоду (второму) периодической таблицы. При этом электроотрицательность возрастает (исключаем пункт 3), число валентных электронов разное, поскольку элементы стоят в разных группах (исключаем пункт 4), нарастают неметаллические свойства (исключаем пункт 2).
Задание 2.
Как в ряду гидроксидов NaOH - Mg(OH)2 - Al(OH)3 меняются основные свойства?
1. никак не меняются
2. уменьшаются
3. увеличиваются
4. сначала уменьшаются, потом увеличиваются
Ответ: 2.
Объяснение: гидроксиды NaOH - Mg(OH)2 - Al(OH)3 образованы первым, вторым и третьим элементов одного периода (третьего). Мы знаем, что при движении по периоды слева направо возрастают неметаллические свойства элементов, при этом возрастают кислотные свойства гидроксидов. В этом ряду наиболее выражены основные свойства и у гидроксида натрия, наименее – у гидроксида алюминия, то есть основные свойства в этом ряду уменьшаются.
Задание 3.
В каком ряду увеличиваются металлические свойства элементов?
1. As – P – N
2. Si – P – S
3. Na – K – Rb
4. Ca – Mg – Be
Ответ: 3.
Объяснение: металлические свойства нарастают при движении по группе (основной подгруппе) сверху вниз. Из предложенных вариантов только в ряду Na – K – Rb происходит такое движение (в варианте 1 движение по группе снизу вверх, в варианте 2 – движение по периоду слева направо, в варианте 4 – движение по группе снизу вверх).
Задание 4.
В каком ряду усиливаются неметаллические свойства элементов?
1. N – O – F
2. В – Al – Ga
3. Si – Al – Mg
4. F – Cl – Br
Ответ: 1.
Объяснение: неметаллические свойства элементов усиливаются при движении по периоду слева направо. Из предложенных рядов подходит только 1 (в варианте 2 движение происходит по группе сверху вниз, в варианте 3 движение происходит по периоду, но справа налево, в варианте 4 движение происходит по группе сверху вниз).
Задание 5.
Электроотрицательность фосфора больше, чем электроотрицательность:
1. кислорода
2. кремния
3. фтора
4. хлора
Ответ: 2.
Электроотрицательность элементов возрастает при движении по группе снизу вверх и по периоду слева направо. Запомните, что самые электроотрицательные элементы сосредоточены в правом верхнем углу таблицы (кроме инертных газов). Кислород и фтор стоят во втором периоде, то есть выше фосфора, да ещё и в группах VI (кислород) и VII (фтор), поэтому у них электроотрицательность выше (исключаем варианты 1 и 3). Хлор стоит в том же периоде, что и фосфор, но правее, поэтому у него тоже электроотрицательность выше (исключаем вариант 4). А вот кремний стоит в том же периоде, что и фосфор, но левее, и его электроотрицательность меньше, чем у фосфора. Этот вариант нам и подходит.
Пишите, пожалуйста, в комментариях, что осталось непонятным, и я обязательно дам дополнительные пояснения. Жалуйтесь на сложности в изучении школьного курса и говорите, что вас испугало в учебнике химии. И тогда следующая статья будет рассказывать именно об этой проблеме.