Путешествия дают возможность мыслить вообще по-другому. Когда ты пытаешься понять человека, то всплывают дико неожиданные вещи в мировоззрении. Вот простейшая ось: коллективизм против индивидуализма. Мы и европейские народы — индивидуальные культуры, многие азиатские народы — коллективные.
Память. Мы помним ключевые события прошлого — если я спрошу вас, что было два, три или четыре года назад, вы назовёте сюжетные точки. «Я работал там-то», «Я был там-то». Коллективные культуры фиксируют по знакомствам: «Мы познакомились с теми-то». Мы чаще вспоминаем ситуации, когда на кого-то оказали влияние. Коллективисты — когда на них повлияли.
Если попросить нарисовать граф друзей, мы нарисуем себя в центре и будем проводить линии в стороны. Представитель коллективной культуры с большой вероятностью нарисует в центре кого-то важного для компании, а сам будет сбоку. И все кружки будут одинакового размера.
Офигенна реакция на селфи. В индивидуальных культурах наша фотография вызывает куда больший каскад реакций, чем фотография родственника. В коллективных уровень реакции близкий.
Ну и взаимодействия объектов. В ряду «обезьяна, медведь, банан» мы чаще выделяем группу животных. А вот китайцы в исследовании выделяли группу «обезьяна + банан». Логично же, она без еды не может. Похожая ось мышления, кстати, породила целый пласт коллизий, когда наши исследователи ездили в степи изучать когнитивистику. В наборе «чашка, ложка, яйцо, очки, сковородка» предлагалось выделить лишнее. Лишнего тут нет, это близорукий человек завтрак готовит.