Найти тему
Benefit Daily

“В истинном золоте блеска нет”: идеология и утопия Биткоина

Биткоин называют “цифровым золотом” с момента его появления. Как правило, эта метафора подразумевает, что криптовалюта устойчива к инфляционным процессам — в отличие от фиатных валют, эмиссию которых осуществляют центральные банки, количество биткоинов в обращении ограничено 21 млн монет. Иначе говоря, подобно предложению золота, теоретически предложение биткоина является абсолютно ограниченным. Удивительным образом идеология блокчейн-энтузиастов, основанная на безоговорочной вере в технологический прогресс как в средство решения социальных и экономических проблем, базируется на крайне архаичном представлении о сущности денег.

И как концепция, и как технология биткойн предполагает определенное теоретическое представление о природе и функциях денег. Монетарная теория, неявно присутствующая в дизайне криптовалюты и в дискуссиях вокруг нее, больше всего напоминает взгляды австрийского экономиста Карла Менгера. В одной из своих статей, написанной в 1892 году, Менгер обратился к проблеме происхождения денег. Экономист отвергал классические объяснения, восходящие к Платону, Аристотелю и римским юристам, которые рассматривали возникновение универсального средства обмена как результат правового установления или конвенции. На это Менгер возразил, что столь значительное событие не могло пройти незамеченным для современников, однако ничего подобного в данных письменной истории обнаружить не удается. Предложенный им альтернативный аргумент рассматривал возникновение денег как спонтанный процесс, в ходе которого определенные товары — золото и драгоценные металлы — постепенно выделялись в ходе всеобщего обмена в силу своей исключительной “продаваемости” (Absatzfähigkeit).

“Цифровой металлизм”

-2

Анализируя концепцию биткоина как монетарную теорию, американский антрополог Билл Маурер придумал для ее характеристики удачный термин — “цифровой металлизм”, по аналогии с одной из основных парадигм в теории денег. По меньшей мере с XVI века в европейской политэкономической мысли металлическая теория денег была связана с идеей свободы и либеральной критикой государства: если деньги “привязаны” к золоту или другим драгоценным металлам, количество которых в природе ограничено, государства или банки не могут искусственным образом увеличивать предложение денег и манипулировать их стоимостью. Аналогичный аргумент присутствует и в идеологии энтузиастов криптовалют — недоверие к таким институтам, как государство и банковская система. Британский социолог Найджел Додд, специалист в области социологии денег, предложил рассматривать биткоин не просто как валюту или технологию, но как социальное движение, делающее ставку на устранение трех видов опосредования, присутствующих в денежном обмене: в конце концов биткоин должен освободить деньги от контроля центрального банка и банковской системы, государства, и отношений доверия, существующих в обществе.

Монетарный популизм

Как пишет Найджел Додд, проекты радикальной реформы денежной системы часто сопутствуют крупным экономическим кризисам — так, например, во время Великой Депрессии некоторые предлагали отказаться от системы частичного банковского резервирования и перейти к 100% обеспеченным деньгам, т.е. о лишении банков возможности создавать деньги с помощью кредита — поэтому вполне закономерно, что публикация проекта биткоина и волна интереса к нему следовали непосредственно за последним финансовым кризисом. В более широкой перспективе интерес к технологии блокчейн и криптовалютам можно рассматривать в контексте общемирового подъема популизма, о котором социологи и политологи говорят уже несколько лет. Этот подъем был ознаменован избранием Дональда Трампа в президенты США, а также решением национального референдума Великобритании об отделении страны от Европейского Союза. Публичный успех биткоина, других криптовалют и технологии блокчейн в целом обусловлен теми же причинами, что и рост поддержки политиков-популистов — кризисом доверия к основным политическим и экономическим институтам, а также обобщенному истеблишменту, принимающему ключевые решения по поводу функционирования этих институтов.

Дочитать лонгрид до конца можно по этой ссылке