Испокон веков эллины были заядлыми эстетами, что не могло не отразиться на византийской церковно-певческой культуре.
Я уже затрагивала тему византийского пения здесь.
Накидаем еще подробностей.
Византийский календарь стартовал 1 сентября. В каждом месяце отмечался какой-нибудь значимый праздник (церковный, разумеется). А самым главным праздником, конечно, считалась Пасха.
Пасха (и связанные с ней Вознесение, Троица) являлись подвижными праздниками, то есть не имели привязки к конкретной дате. Особенностью византийского календаря являлся счет не только по месяцам, но и по неделям.
Недели же считались не с 1 сентября, а начиная от Пасхи. Восемь недель объединялись в столп. Для каждой недели столпа полагались особые гимны, который исполнялись в своем музыкальном ладу.
Привычная нашему уху музыка базируется в основном на двух ладах: мажорном и минорном. У греков их было больше. Эллинская музыкальная система является модальной, а звуковые интервалы этих ладов содержат микротона - большинство музыкальных произведений невозможно исполнить на фортепиано. Лады отличаются между собой интервалами звукоряда, тоникой, диапазоном и мелодическим контуром и эмоциональной окраской.
Всего таких ладов восемь, но первые четыре являются основными, а другие - их производными.
В каждый воскресный день исполнялся порядковый глас. Песнопения же праздников тоже выстраивались на восьмигласовой системе, но могли содержать одновременно гимны нескольких гласов.
Различные приемы композиции в рамках одного гласа также расширяли богатую систему византийского пения. На таких принципах построены так называемые "самогласны", "самоподобны", "подобны".
Самогласен - гимн построенный на оригинальной мелодии, которая больше нигде не встречалась.
Самоподобен - также песнопение с оригинальной мелодией, но эта мелодия могла использоваться для распевов других текстов.
Подобен - гимн, текст которого распевался на мелодию самопободна.
Когда в X веке Русь приняла христианство по греческому образцу, вместе с новой верой, духовенством, книгами, обустройством церквей и богослужений на Русь пришла восьмигласовая византийская система церковного пения.
Но, конечно же она значительно трансформировалась, приспособившись под ментальность наших славянских предков. Но, об этом - в следующий раз.
Да, кстати - православный церковный календарь по-прежнему начинается сентябрем.
Послушать реконструкцию византийского пения можно здесь.
Если любо - ставьте лайк.
Желающих изучать церковное пение профессионально приглашаю в мою группу.