Изначально трубопроводы включены в транспортную систему РФ, причем считаются стратегическим видом, и обладают огромными объемами грузооборота. Потоки рабочих сред в трубопроводах необходимо регулировать, в смете строительства трубопроводная арматура составляет более 50%. Отечественное производство запорной арматуры получило развитие после введения санкций США и Евросоюзом против России.
Особенности изготовления запорной арматуры
Со времен СССР производство запорной арматуры покрывало потребности отраслей народного хозяйства на 70% максимум. Зарубежные образцы обладали более высоким качеством и ресурсом, надежную конструкцию. Сегодня продукция отечественных производителей догнала иностранные варианты по ресурсу и качеству.
Из собственного сырья производство запорной арматуры обходится на 50% дешевле. Многие арматурные заводы освоили полный цикл производства, создали КБ и экспериментальные участки для разработки инновационной запорной арматуры.
Классификация запорной арматуры
В категории трубопроводной арматуры на запорную приходится 70%. Классифицируются изделия по конструкции на заслонки, задвижки, вентили и краны. Причем, каждый тип может иметь вариант исполнения с регулировкой потока среды, превращаясь в запорно-регулирующую арматуру.
Существуют компании, осуществляющие производство запорной арматуры абсолютно всех типов, либо специализирующиеся на каких-то одних изделиях широкого ассортимента. Практически все виды запорных устройств позволяют это сделать при незначительном изменении конструкции.
Конструкционные материалы и технологии
Первый пробковый кран был изготовлен в Древней Греции из бронзы. Затем технологию забыли на долгое время, в XVIII веке вся запорная арматура по аналогии с паровыми котлами конструировалась из недорогого в производстве чугуна. Бронзовые и латунные корпуса для малых и больших диаметров запорного крана стали применяться с 1853 года.
Весь 19 век основными конструкционными материалами в арматуре оставались чугун и бронза, выдерживающие 17 бар давления. Для магистралей с перегретым паром использовалась ферросталь – чугун ВЧ с добавление стального лома в момент плавки.
К середине века 20-го лидирующее положение занимала уже углеродистая сталь. Из-за высоких требований к производству затворов до начала 20 века их создавали из бронзы, затем монель-сплава. После ВОВ широко использовалась нержавейка, а для тяжелых эксплуатационных условий арматуру комплектовали затворами из сплава стеллита и кобальта.
Высокое давление и температура в трубопроводах нефтепереработки и энергетических комплексов потребовало развитие производства хром-молибденового сплава и нержавеющей стали аустенитного типа.
В самом конце 20 века у производителей эластомеров произошел прорыв – был создан тефлон. Этот материал применяется в мягких седлах шаровых кранов. Сегодня ученые экспериментируют с композитными материалами на основе графита.
Уже в начале 21 века конструкторские бюро производителей запорной арматуры и целые НИИ арматуростроения начали постепенно отказываться от принятой практики проектирования. Метод проб/ошибок обладает высоким бюджетом реализации, поэтому его заменили компьютерным анализом. Физические испытания образцов теперь применяются на последнем этапе, когда корректировка параметров незначительная.
Предприятия полого цикла и сборочные цеха
Самым сложным традиционно является производство полного цикла, когда завод производит все необходимые детали для сборочной единицы собственными силами, но может закупать крепеж, прокладки и прочие унифицированные изделия у сторонних поставщиков. Самым затратным в этом варианте является литейное производство, участки штамповки, ковки и сварочные цеха.
При организации неполного цикла производители помимо стандартных изделий (уплотнения, болты, гайки) закупают сложные в изготовлении детали у сторонних компаний. В основном это литые корпуса клапанов и вентилей, задвижек и кранов.
Существуют арматурные заводы, осуществляющие исключительно сборку, не производящие самостоятельно, ни одного наименования из спецификации сборочной единицы. Конкурентные цены производство запорной арматуры может обеспечить в любом из указанных вариантов.
Статья взята с нашего сайта: СтройНефтеГаз