Плохая организация концертов – это, к сожалению, довольно распространенная проблема. И речь здесь даже не о том, что музыкантов согнали в какой-то сомнительный клуб, не выполнили райдер или кинули на деньги. Нет, всё гораздо интереснее. И хуже.
В столице довольно много клубов, где организация концертов, мягко скажем, оставляет желать лучшего. Насколько мне известно, такая практика распространена повсеместно, но я пишу исходя из своего опыта.
Меня до сих пор до дрожи пробивает впускная система по выкупу билетов. Мы давно уже по ней не работаем, но был период, когда мы по этой схеме отыграли концерта 3 или 4 подряд. Скажем так, это болото, которое затягивает.
Система заключается в том, что вы заранее договариваетесь с организатором о предстоящем концерте. Как правило, это фестивали, в которых на определенную дату участвует сразу групп 5–6. Чем более алчный организатор, тем меньше шансов, что группы будут жанрово сочетаться друг с другом. Однажды нас поставили в один фест с металлистам и панками, хотя мы тогда были скорее такой лайт-рок с нотками джаза.
Далее по схеме. Организатор ставит условие, например, «минимум 8, прибыль от 16». Что это значит?
Что от вашей группы должно прийти минимум 8 человек. Если приходит меньше, то группа из своего кармана должна компенсировать стоимость билетов. Например, билеты по 300 рублей, от вас пришло 6 человек, значит, вы должны оргам 300*2=600 рублей.
«Прибыль от 16» означает, что если от вашей группы придёт от 16 человек и больше, то вы какую-то денежку унесёте с этого концерта. Как правило, орги обещают 50% от общей прибыли. И это хороший трюк.
Потому что в это болото идут новички. Состоявшимся музыкантам это просто не нужно, они могут взять зал в аренду и вполне его отбить. Либо пройти прослушивание в заведение с более благоприятными условиями. В общем, у более опытных ребят более интересные предложения. А новички часто стараются заработать себе публику на фестах такого формата, тем более, кажется, что собрать 16 человек не так-то и сложно.
И в этом заключается основная уловка. Организатор всегда остаётся в плюсе, потому что 16 человек на самом деле собрать ооочень сложно, даже если у вас куча друзей и знакомых. Кто-то занят, кто-то болен, кто-то на мели до зп, кому-то завтра рано вставать и т.д. Друзья – это ещё не ваша аудитория. И это далеко не обязательно ваши слушатели.
Но что ещё хуже в такой организации, так это то, что оргам плевать на музыкантов. Они знают, для кого эти концерты. Многие из выступающих хорошее оборудование только на картинках в интернете и видели. Звук в таких клубах – отстой, оборудование только обнять и плакать, а звукарь ходит покурить во время выступления. Времени на саундчек дают мало, либо обозначают, что оно входит в тайминг выступления (это вообще зашквар, в таком предложении не то, что музыкантов ни во что не ставят, но и проявляют неуважение к публике), про «бис» тут вообще не слышали, а время на смену команд выделяется минимальное:, одни не успевают отключиться, как вторые уже подключатся. Чуть ли не на головах друг у друга, что тоже... ну такое.
Никаких ведущих. Никакой музыки во время смены групп. Всем пофиг.
Я помню, мы выступали как-то в клубе, где была курилка в маленьком предбаннике, между залом и коридором. Это был треш, я со своей аллергией на некоторые виды табака прорыдалась, когда выходила встречать фотографа. В зале не было столов и стульев, только маленький бар и пространство перед небольшой сценой. И спец.условие от оргов: «проявить дань уважения к остальным участника и не сваливать после своего выступления». Какая дань уважения, если клуб провонял сигаретами настолько, что когда я сошла со сцены и вышла в зал, я начала задыхаться? Где элементарное уважение к музыкантам со стороны оргов?
А нет его. За тот концерт мы выкупали билеты, потому что на нас мало кто пришёл. И, честно, хорошо, что не пришли. Мне было стыдно перед своей знакомой, которая единственная из моих друзей пришла поддержать нас тогда. Стыдно приглашать её в такое.
При подготовке этого материала я расспрашивала знакомых музыкантов о такой системе. И один профессионал подсказал мне классный лайфхак: всем оргам, которые приглашают выступить, сразу кидайте райдер. Те организаторы, которым с группы нужна только прибыль, никогда не берут музыкантов с прописанным райдером. Они наживаются на юнцах без опыта и публики.
Где же тогда выступать, когда опыта совсем мало? Подписывайтесь на мой канал, расскажу в следующих публикациях! :)