Найти тему

Новая эра бизнес-консультирования: от консалтинга к акселерации проектов и идей

Оглавление

Анализ рынка консалтинга в России

Ситуация на рынке

Результаты рэнкинга ведущих консалтинговых компаний и групп от Агентства RAEX (“Эксперты РА”) показывают, что рынок перешел от упадка к застою. Оборонные предприятия, госкомпании и органы власти оказали поддержку в увеличении спроса консалтинговых услуг.

Итоги 2017 года показали, что суммарный процент выручки крупнейших консалтинговых компаний-участников рэнкинга вырос на 10 пунктов, а общий объем прибыли достиг отметки 91,7 млрд. рублей. С учетом поправки на инфляцию — 2,5% согласно Росстату, можно сказать, что рынок медленно, но верно растет. Ситуация выглядит радужно относительно прошлых лет, когда рост цен превышал рост прибыли компаний.

Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на востребованность консалтинговых услуг. В условиях кризиса обостряется и конкурентная борьба. В связи с этим вместо применения решений консалтинговых компаний многие организации для выхода в лидеры рынка демпингуют цены, используя этот инструментов, как основной, чтобы избежать убытков.

Услуги консалтинговых компаний перешли в режим “меньше терять”, а не “больше зарабатывать”, и приняли краткосрочный характер решения текущих задач без стратегического видения работы. Организациям нужен быстрый эффект от внедрения вместо работы вдолгую, что делает консалтинговый бизнес убыточным.

По мнению эксперта

По словам директора департамента аудита АКГ “Деловой профиль” Дарьи Перковской, экономика в России находится не в лучшей форме, поэтому несмотря на хороший рост в 2017 году уверенный спрос на консалтинг среди компаний в ближайшее время вряд ли возможен.

“Учитывая, что российская экономика переживает не самые простые времена, сложно ожидать хорошей динамики на рынке консалтинговых услуг. В кризис рынок консалтинга падает первым, а после кризиса одним из последних оправляется. В целом консалтинговый рынок в 2017 году смог продемонстрировать позитивную динамику и, по нашим оценкам, вырос на 1,5-1,7%, но этих темпов явно недостаточно, чтобы говорить о выходе из кризиса и начале устойчивого роста”.

Востребованность услуг консалтинговых компаний выглядит нестабильно. Если в первое полугодие появилась надежда на рост, то во второй половине ситуация вновь пошла на спад. Причина — риски ухудшения экономической ситуации.

Сегодня в сфере аудита цена — это основной критерий при выборе консультанта. Такая тенденция сказывается и на качестве оказываемых услуг. Многие представители бизнеса отказываются от аудита из-за низкой эффективности, либо ищут варианты подешевле. Крупные компании боятся рисковать репутацией и стремятся сохранить качество услуг, поэтому в условиях демпинга и жесткой конкуренции вынуждены резать цены и идти на компромиссы в оплате.

Инвестиционный консалтинг в связи с вывозом капитала юридическими и физическими лицами за рубеж замедлился в развитии. Единственная надежда — антироссийские санкции с последующим арестом счетов крупных бизнесменов в зарубежных банках и возвратом капитала в Россию. Под действием неблагоприятной экономической ситуации стоит на месте оценка как важная часть рынка, и управленческий консалтинг.

Лидером рынка консалтинга является IT-направление. Главная причина такого роста — резко возросшее количество проектов цифровой трансформации бизнеса. Основной заказчик технологий остается банковский сектор. Антироссийские санкции сыграли на руку развитию IT-консалтинга, так как многие организации потеряли доступ к зарубежному программному обеспечению. Это повысило спрос на отечественный IT-консалтинг для автоматизации и управления бизнес-процессами.

Вывод

Консалтинговая модель пятилетней давности устарела и сейчас не работает. Постоянные экономические перепады переводят многие компании в режим борьбы за выживание — это ведет к снижению расходов, чтобы остаться на плаву и переждать трудный период. Рынок требует быстрых и эффективных решений для обхода влияния кризиса и конкуренции. Лидерами рынка станут те, кто готов создавать такие решения. Возникает один вопрос — как это сделать?