После бодрых рапортов о сдаче «великого дела» - благоустройстве площади Дворца культуры - приключилась у первых лиц администрации Верхнесалдинского района головная боль. А создали головную боль всё те же депутаты - Водолазский, Бузунов, Еловикова, которым то смету дай посмотреть, то объясни - с чего вдруг проект вырос с 25 до 45 миллионов. Кошмар! То ли дело команда депутатов ВСМПО - сидят тихонечко, ничего не спрашивают, голосуют все как один.
В общем, эти «неправильные» депутаты написали обращения по поводу «дворцовки» и в прокуратуру, и в минфин, и в антимонопольную службу. Минфин «на вскидку» ничего крамольного не увидело, но пообещало в плановую проверку 2019 года обязательно включить эти вопросы. Областная прокуратура (обращаться в городскую смысла нет) переслала документы антимонопольщикам. Антимонопольная служба начала дёргать администрацию и, получив требуемые документы, возбудила дело №07-07/7/2019 по признакам нарушения администрацией Верхнесалдинского городского округа, ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)», ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» пункта 4 статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Объяснения «почему» изложены сотрудниками УФАС на 18 листах сухим юридическим языком. Кому интересно - документ доступен ВКонтакте депутата Хельге Бузунова, в газете далее будут приведены выдержки. Самый интересный факт - это выдача ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» разрешения на использование земельного участка площадью 7844 квадратных метров, то есть придворцовой площади, 6 июля 2018 года. От этой информации депутатов старались ограждать, но всё-таки на одной из комиссий проговорились, и 7 декабря в администрацию направилось письмо с просьбой пояснить, на каких основаниях годами никому не нужная площадь вдруг была передана в ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)»? Исполняющая обязанности главы Верхнесалдинского городского округа Ирина Колпакова 10 января 2019 года ответила: договоров не заключали, ничего не передавали, знать не знаем, и вообще оснований пояснять, предоставлять не приложено, так что извините. Хороший ответ депутату, не правда ли? Причины скрывать выдачу-передачу «дворцовки» раскрыты в пояснении УФАС. Во-первых, «дворцовку» передавали для «размещения элементов благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики на срок 1 год». Таким образом, речи о реконструкции в принципе не было. Во-вторых, спустя четыре дня после выдачи разрешения УКСу на «дворцовку» - 10 июля 2018 года - всё та же Ирина Колпакова подписывает постановление №1909, которым изменяет требования к заявителям на получение субсидии: «Заявитель должен иметь разрешение на использование земельного участка… на котором будут выполняться работы по комплексному благоустройству Территории». Это фильтр на тот случай, если вдруг заявится кто-то ещё желающий поремонтировать «дворцовку» - чтобы можно было заявить, что только УКС «подходит» под требования. Стандартная ситуация, когда условия пишутся под заранее определённого победителя. Не ускользнул от внимания УФАС и тот факт, что 19 июня 2018 года, за 17 дней до выдачи разрешения на дворцовую площадь УКСу, решением Думы №94 внесены изменения в бюджет, благодаря которым предусмотрено выделение субсидии на комплексное благоустройство именно дворцовой территории. То есть основной юридический механизм по, подчеркну, гарантированной выдаче субсидии уже был создан, и все прекрасно знали, что на площади будет именно реконструкция. Выдача на этом фоне разрешения УКСу на якобы установку беседок, ротонд, скульптур выглядит крайне нелепо. «При этом какой-либо объективной необходимости в выдаче разрешения на использование данного земельного участка именно в данный период времени не имелось. Праздники проходили на данной площади каждый год, при этом за разрешением никто не обращался, - ответили в УФАС на попытки администрации обосновать выдачу разрешения градообразующим статусом ВСМПО и тем, что оно каждый год активно использует общественные территории города для проведения праздничных и корпоративных мероприятий. На общественной территории, прилегающей к Верхнесалдинскому авиаметаллургическому техникуму, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА ежегодно проводит общественное мероприятие «День рождения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Видимо, понимая, что пример с площадью у авиаметаллургического техникума достаточно хилый, администрация вспомнила, что «с муниципальным автономным учреждением культуры «Центр культуры, досуга и кино», к территории которого непосредственно прилегает общественная территория «Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова», ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» заключён контракт на проведение корпоративных мероприятий». Каково загнули, а?! Между тем, ВСМПО никогда не проводило мероприятий на дворцовой площади. Парк Гагарина, площадь у техникума - и всё. Все контрактные корпоративные мероприятия проходят на территориях Дворца культуры и примыкающего детского парка. Единственное мероприятие, что проходило на площади, - День первоклассника, но его организатор - профком ВСМПО. Одним словом, аргумент сильно притянут за уши. Желание администрации заплатить УКСу в 2018 году больше, чем было запланировано бюджетом, под предлогом того, что «работы же выполнены», также не нашло понимания в Управлении федеральной антимонопольной службы: «…на 2018 год была предусмотрена субсидия на «Комплексное благоустройство общественной территории «Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова» в размере 7062,8 тысяч рублей. Однако, согласно Дополнительному соглашению №4 от 17.12. 2018 к Соглашению №2507/1-2018 от 25.07.2018, сумма на возмещение затрат существенно превысила сумму, заложенную в бюджете, и составила 12092, 2 тысяч рублей. При этом получатель субсидии ранее получил возмещение затрат в размере 6762,875 тысяч рублей». Нужно рассказать и про сметы. Депутаты неоднократно требовали от главы Михаила Савченко представить сметы на работы. Михаил Савченко утверждал, что их в администрации нет и быть не должно. Можно сказать - не соврал, проектно-сметной документации действительно не было, её М. Савченко утвердил соответствующим постановлением только 19 ноября 2018 года. Забавно складывается: 31 октября 2018 года дворцовую площадь торжественно открыли, а сметно-проектную документацию утвердили спустя 19 дней. Сводные сметные расчёты администрация предоставила в УФАС вообще без подписей и дат принятия. Так что правы были депутаты: не работы вели по проекту и сметам, а проект и сметы подогнали под нужную сумму расходов! Заметили, уважаемые читатели, сколько вопросов возникло? А ведь как складно пели жителям про лучший пример благоустройства! Как старались выставить неудобных депутатов ничего не понимающими дураками, прицепившимися к «очевидному». Представители ОНФ в настоящее время из-за администрации оказались в неудобном положении, и им, скорее всего, придётся свои слова про лучший опыт благоустройства «дворцовки» забирать назад. Но это мелочи. Настоящие проблемы - у «великих благоустроителей». Расследование УФАС фактически блокирует возможность использования данной схемы освоения бюджетных средств на площади у техникума. Как многие уже слышали, туда планировалось ухнуть 300 миллионов, что, конечно, не предел - ведь и «дворцовка» начиналась с 25 миллионов рублей. И последний вопрос к размышлению читателей: неужели так на ВСМПО плохи дела, что оно, используя административный рычаг из своих «засланцев» в администрации, отжимает себе заказы на благоустройство и (возможно) раздувает сметы?