Ататюрк стал популярной политической фигурой не только в рамках своей страны Турции, но и далеко за ее пределами, установив свои светские порядки. Про него говорили, как о сильном, великом воине-полководце и о невероятно вежливом, полном цивилизованных черт, человеке при ведении любых переговоров.
Он был отличным учителем и преподавал совершенно новые уроки жизни своему населению. Кемаль обладал удивительным свойством убеждения, с помощью которого оппозиционно настроенные люди с легкостью переходили в его коалиционное общество.
Среди личных отношений, отец нации был полон дружелюбия, а в делах государства славился, заполненным до краев, сосудом патриотизма. Это тот самый тип человека, который во всем стремился достигать совершенства. С детства будущий президент обладал своенравным характером, с долей вспыльчивости. Его всегда переполняло чувство ответственности не только перед другими людьми, но и перед собой, в том числе. Он тяжело находил компромиссы и еще труднее их принимал, а его прямолинейность, в последующем, не всегда приносила положительные плоды.
Интересным фактом является его боязнь мышей. В детстве родная сестра часто подтрунивала на ним, говоря, что с таким страхом стать хорошим солдатом невозможно. Школьные годы прошли для него в сопротивлении всем и вся: он был жутким упрямцем, но всегда приходил на помощь более слабым. Однако, после полученных побоев со стороны одного из учителей, Мустафа твердо решает уйти в военную школу города Салоники. Именно в этом учебном заведении он получает свое второе имя от преподавателя математических наук. «Кемаль» дословно означает «совершенная зрелость». Такое определение в будущем отлично охарактеризует вождя новой страны в 1923 году.
Между прочим, мать Ататюрка изначально хотела отдать сына в школу по изучению религии, в отличие от отца, который полностью поддержал своего отпрыска в военной тематике. Его школьный друг, уже после смерти Кемаля, рассказывал, что тот не особо вступал в различные дворовые игры, он предпочитал сидеть в стороне и наблюдать за действием. Но как-то детям все таки удалось уговорить его присоединиться к общему веселью. Они объяснили правила игры, по которым каждому нужно нагнуться для того, чтобы следующий игрок смог перепрыгнуть. Посчитав это дерзостью, Мустафа ответил, что наклоняться он не намерен, но если ребята хотят с ним играть, то пускай прыгают через него в стоячем виде.
А как-то произошел совершенно необычный случай, показывающий, что сердце первого президента уже в те годы было наполнено милосердием. В школе проводились соревнования по бегу, по результатам которых, победитель ехал на более серьезные соревнования между школами. Мустафа выиграл два первых забега, но во время третьего увидел на тротуаре раненого птенца, безуспешно пытавшегося улететь. Тогда мальчик остановился и взял бедное животное в руки, чтобы придумать план его спасения, от чего проиграл тур и победителем был признан другой ребенок. Кемаль не расстроился такому повороту дел, а наоборот был рад, что смог помочь птице. Тогда ученик, понимающий, что выиграл право представлять свою школу в неравном бою, сообщил учителю всю правду и предложил поменять его на настоящего победителя.
Из сестринских воспоминаний, можно проследить великую любовь Ататюрка к военному делу еще с раннего детства. Он проявлял интерес ко всем событиям и предметам, связанных с армией. Не удивительно, что его последующие реформы были проведены с такой четкостью.