Формула и успеха и распада екатеринбургского бойз-бэнда, покорившего «Главную сцену», мэтров отечественной эстрады и миллионы россиян.
Спустя три года существования екатеринбургский бойз-бэнд N.E.V.A попал на канал «Россия-1». Сами музыканты рассказывают — все получилось просто: они выступали на молодежном форуме «Таврида» в Крыму, где в это время отбирали участников для шоу «Главная сцена». Подали заявку, сыграли песню «Лето» собственного сочинения, а потом их позвали на следующий отборочный этап в Москву. Все закрутилось и завертелось, N.E.V.A попала в число финалистов, и в Екатеринбурге музыкантов уже встречали, как национальных героев.
«ДОБРАЯ СКАЗКА» ВЫВЕЛА УРАЛЬСКИХ РОКЕРОВ В ФИНАЛ ШОУ «ГЛАВНАЯ СЦЕНА»
Вместе с Глебом Васильевым, Кириллом Нечаевым, Александром Мехоношиным и Ноилем Хабибуллиным ЕТВ заново прошел их путь от комнаты в разрисованной университетской общаге до двухтысячного зала ККТ «Космос». Но сперва познакомьтесь с биографией каждого участника группы.
1. Общежитие РГППУ
Глеб стучится в комнату общежития, где жил несколько лет, ему открывает сонная девушка. Пока она недоумевает, что происходит, музыкант заглядывает внутрь: «Все девчачье!» В последний раз он был здесь в 2012 году. В коммунальной кухне до сих пор стоит его стиральная машинка, а сам Глеб заключает — раньше было уютнее. Затем они с Кириллом с любовью осматривают лестницы и подоконники, на которых устраивали концерты, показывают, где рождались их первые песни.
Комната Кирилла в соседнем корпусе. Надпись «Ксерокса нет» на двери, ведущей в секцию, вызывает у него улыбку. В кухне стоит массивный пакет с мусором, мимо снуют студенты, а уже не курящий музыкант вспоминает: «О, здесь делали сигаретные нычки на черный день». После заходит в кухню, где они с Глебом подбирали аккорды песни «Никотин» — все здесь вызывает ностальгию, и музыканты рассказывают свою историю.
В Екатеринбург из городка Шали Кирилл переехал в 2008 году. Заселился в общагу, а уже 1 сентября вместе с соседом по комнате они сколотили группу, написав песню «Мне без тебя», и стали давать концерты — в коридоре общежития, на кухне и на других площадках за пределами общежития. Но из-за разности интересов музыкантам пришлось расстаться, и каждый пошел своей дорогой.
За «Никотином» последовали другие совместные песни — «Бессонница», «Может быть, завтра» и пр. Все первые записи группы, которая на тот момент называлась «P.S. Послесловие», сделаны в комнате Кирилла.
— А как записывались в комнате? Прописывали в основном гитару и голос?
— Глеб: Да разные инструменты. У меня была бас-гитара — ее писали, барабаны прописывали на компьютере. Когда записывали песню «Здравствуй, утро» у нас там в качестве барабанов был набор кастрюль каких-то.
— Кирилл: Причем до этого в них варили пельмени, и там осталась жижа. Ее не вылили, и тот, кто барабанил на кастрюлях, облился.
—А почему не подыскивали постоянного барабанщика и других музыкантов?
— Кирилл: У нас вся фишка была именно в акустике, поэтому мы никого не искали. Мне хотелось кача, бешеной энергетики, динамики и взрыва. Поэтому я предлагал собрать полную группу, причем искать не профессионалов, а хороших людей, с которыми можно дружить и играть, ведь техника появится со временем. В итоге, мы нашли сначала Ноиля, потом Сашу.
До студии музыканты добрались лишь в 2013 году, когда у знакомых записали песню «Лето».
2. Дворец молодежи
Пока Кирилл и Глеб на пару сочиняли музыку, Ноиль искал себе постоянный коллектив. За его плечами было участие примерно в десяти группах и разочарование в единомышленниках, для которых музыка была просто хобби. Барабанщику хотелось расти и выступать на достойных площадках, и вот в 2012 году он познакомился в Ансамбле песни и пляски Центрального военного округа с Глебом и Кириллом. Первый служил здесь по контракту,второй работал гражданским артистом.
N.E.V.A выступала на небольших площадках перед публикой в 70-100 человек. Затем Кирилл познакомился во Дворце молодежи с Сашей, вместе с которым они играли здесь в мюзикле «Выпускной» Сергея Ершова (Иваныч из «Реальных пацанов»).
— Как выбирали, кто на каких инструментах будет играть?
— Кирилл: Изначально я звал Сашу на клавиши, потому что Глеб был на басу, , а я играл на гитаре. Звоню Саше, рассказываю, что у нас группа, предлагаю послушать песни и говорю, что нам нужен клавишник. А он такой — ну давай, можно попробовать, только клавиши мне не очень интересны, я бы на бас попробовал встать.
— Саша: Мы собрались на базе, я начал играть слэпом [техника игры на басу — прим. ред.], и Глеб такой сразу — на, играй на басу. И так мы стали играть.
В июне 2013-го, как только в группе появился Саша, N.E.V.A дебютировала в полном составе на конкурсе красоты «Шпильки». Музыканты признаются, что тогда выступление потерпело фиаско — они только разобрали партии, не успели сыграться, поэтому на концерте то и дело косячили. Но после этого концерта у группы срослись выступления на других крупных площадках — молодежный форум «Утро», фестивали красок в разных городах, открытие Чемпионата по водным видам спорта в Казани и другие. Параллельно трое участников группы успевали работать в Ансамбле песни и пляски ЦВО.
3. Ансамбль песни и пляски ЦВО
В прошлом году ансамбль завоевал гран-при на всеармейском смотр-конкурсе ансамблей вооруженных сил РФ. Художественный руководитель коллектива Антон Шолохов вспоминает, что Кирилла и Глеба тогда в составе уже не было, но был Ноиль. Несмотря на то, что сейчас музыканты полностью ушли в группу N.E.V.A, с руководителями ансамбля общаются до сих пор, да и о них здесь отзываются хорошо.
Музыканты периодически возвращаются сюда и пишутся на местной студии. Кирилл ушел из ансамбля в 2014 году, а Глеб и Ноиль — в прошлом 2015-м. «У некоторых может сложиться впечатление, что патриотические песни петь скучно, что их поют в один голос и строем. Это не так — в ансамбле очень красивая и разнообразная программа, которую приятно было исполнять, которой гордились. Вообще, работа в хоре — это невероятная вещь, особенно когда речь идет об a cappella . Когда ты поешь «Любо, братцы, любо» или «Коня», или«Волгу» — в зале творится магия, потому что полная тишина, слышно только хор, даже муха не пролетит», — вспоминает Кирилл Нечаев.
4. Репетиционная база «Теплица»
Всему, что происходило на «Главной сцене», предшествовали репетиции в «Теплице». В 2014-м году, после скитаний по каморкам, гаражам и различного уровня репетиционным базам, кто-то из музыкантов наткнулся на небольшое отдельно стоящее помещение на Ботанике. Подкупило группу N.E.V.A наличие в нем вентиляции, туалета и самое главное — свободного пространства, где можно пить чай. У группы есть традиция — перед каждой репетицией чаевничать и общаться.
«Когда уже выяснили, как друг у друга настроение, начинаем играть. Когда была «Главная сцена», мы репетировали здесь по 7-8 часов каждый день. Сейчас график не такой выматывающий, мы восстанавливаем силы и голоса, готовимся к туру и записи альбома», — говорит Александр Мехоношин музыкант, бас- гитарист группы N.E.V.A.
— Сложно это — и петь, и играть одновременно?
— Саша: Вокалу нужно учиться в первую очередь, я считаю. И помимо репетиций инструментальных, нам приходилось тратить не меньше, а то и больше времени на отработку вокальных партий. Плюс потом надо было все это соединить.
— Ноиль: Когда я сел за барабаны, и мне еще нужно было петь,я понял, что все по-другому работает, нежели когда ты просто играешь. Одна рука настукивает одно, нога тоже что-то делает,плюс еще поешь. Нужно внимательно следить за дыханием — это особый навык.
— Как вы делаете аранжировки и сочиняете новые песни?
— Саша: Тот, кто придумал песню, накидывает ноты, потому что у него есть представление, как нужно сыграть. Мы, естественно,стараемся додумывать. А на «Главной сцене» мы все вместе делали аранжировки — обсуждали, голосовали, спорили почти по каждой ноте. В итоге, записывали разные варианты исполнения, потом голосовали. Все приводили свои аргументы, настаивали, и со стороны могло показаться, что у нас война. Но это просто рабочий процесс, в личном общении такого никогда нет.
5. «Космос»
С Валерием Леонтьевым, как и с другими мэтрами российской поп-сцены, екатеринбургские музыканты познакомились на «Главной сцене». Там же пересекались и с другими звездами шоу-биза. На вопрос, стали бы записываться с кем-то из более молодых поп-артистов, Кирилл отвечает — главное, чтобы творчество было созвучно.
— А видите себя на каналах вроде «Муз-ТВ»?
— Кирилл: Мы вообще не смотрим телевизор, поэтому не знаем, что там происходит. Мы не стремимся к какому-то такому успеху на телевидении, но мы рады любым предложениям о сотрудничестве. Чем больше эфиров, тем больше аудитория и узнаваемость.
— Саша: Когда мы были на конкурсе «Я люблю тебя, Россия», там были и телеканалы «Пятница», «Муз-ТВ», «Ру-ТВ». Некоторым из них мы давали интервью, поэтому все хорошо. Побывали в эфире и «Первого канала», и «России» — у нас аудитория такая, что нас смотрят все.
— Такая — это какая?
— Кирилл: От двух месяцев до 70 лет. Если взять нашу группу «ВКонтакте», то там в основном девушки от 21 до 25 лет. Но это возрастные особенности аудитории этой соцсети. Многие наши слушатели приходят на концерты семьями.
А весной 2017 года N.E.V.A распалась.
«КАК ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА»: УРАЛЬЦЫ ОПЛАКИВАЮТ РАСПАД ГРУППЫ N.E.V.A.
Сольную музыкальную карьеру продолжил только Кирилл Нечаев.
КИРКОРОВ ПОХВАЛИЛ ЭКС-СОЛИСТА ГРУППЫ N.E.V.A. КИРИЛЛА НЕЧАЕВА
Но это уже совсем другая история.