У меня растут две дочки и я смотрю много мультфильмов. Недавно я задумалась, у всех ли народов так популярна роль Жертвы у главных героинь.
Если бы фея не превратила карету в тыкву, а бальное платье в обноски, то прекрасная Золушка почти наверняка осталась бы с принцем на всю ночь, пополнила список его побед и никогда не вышла бы за него замуж. И не важно умела ли она чистить до блеска котлы, важно, что она совершенно не могла защитить себя.
Почему акцент делают на ее доброте и трудолюбии? Почему из нее делают пример для подражания?
У детей нет фильтров, чтобы взять доброту и выбросить ее неумение постоять за себя. Дети понимают, что ругать - норма, заставлять-норма, работать одной за всех -норма. Только таким помогают феи и на таких женятся принцы...
Да, ей некуда идти. Да, она смирилась со смертью. Да, ее отвез в лес родной отец. Мороз Иваныч забрал ее к себе, дал ей работу кухарки и горничной, работу оплатил и отправил домой к завистливой и злой мачехе с нарциссическим расстройством личности.
Такое количество пассивных героинь пугает. Мы все выросли на этих сказках. "Аленький цветочек" (Красавица и чудовище), где отец оставляет зверочеловеку родную дочь. Мог бы поторговаться, предложить за цветок что-то другое, мог бы не брать цветок. Дочь бы поняла, ведь жизнь любимого отца дороже красивого цветка. Или не поняла бы?
Чудовище очаровывает героиню, красиво ухаживает, демонстрирует щедрость и доброту - в жизни именно так поступают нарциссы и другие манипуляторы, пикаперы. Кошмар начинается не сразу.
Дети, слушающие такие сказки понимают, что отец должен выполнять их просьбы даже ценой своей жизни, жить во дворце можно и со зверем, только его надо очень сильно любить, тогда он обязательно превратится в человека...
Жертвы живут со своими чудовищами, гномами, богатырями, медведями, иногда притворяются мертвыми, иногда "отмораживаются", винят себя за то, что недостаточно любят их, недостаточно служат им, совершенно забывая о себе и своих потребностях и надеются на встречу с прекрасным принцем. Ведь в их любимых сказках всегда сначала страшно, а потом счастье...