– В «Бугульминской газете» прочитала заметки о строительстве мечететей в нашей республике. Так трогательно, что люди не забывают свои традиции, возводят новые мусульманские храмы и восстанавливают старые. Не смогла промолчать, решилась рассказать свою историю.
А с кем я могу поделиться? Конечно, с читателями любимой газеты.
Мой дед Ибрагим, крупный татарский торговец, на свои деньги построил мечеть. Всю жизнь я гордилась, но молчала об этом. Просила мама, даже слово с меня брала. После раскулачивания она боялась всего. В Казахстане, городе Кустанай, и сейчас стоит большой дом Ибрагима, который превратили в музей. У него было пятеро детей. Две дочки, Майшараф и Нафиса, и трое сыновей. Моя мама была младшим ребенком. Имен остальных я не знаю, она называла братьев просто «абый». Двое сыновей жили недалеко от Кустаная, у них тоже большие дома, возле озера. Вода – это жизнь. По берегам рос камыш, казахи строили дома из него. Делали кирпичи из глины – для фундамента, печей. Местные не занимались земледелием, но держали овец, лошадей, коров.
В Казахстане с малых лет держат уразу, мне тоже приходилось. Для меня это было трудно, но мы держали мало, только до обеда.
Сохранилось фото, где мама сидит в шикарном платье. Но потом она ходила в брюках и рубашке, не было нарядов. Когда у деда все отобрали, мы с мамой жили в землянке. Часто ездили к дяде. Там меня одевали, кормили. Совсем молодую маму выдали замуж. В 1940 году родилась я. А в 1941-м началась война. Через год мне исполнится 80 лет, а я ни разу никому не говорила про деда, так просила мама. Жизнь тогда была непростая. В детстве мы с сестрой побывали в детдоме, мне тогда было четыре года, а ей – семь.
Работать начала со школьных лет. В контору привозили шерсть на телегах, рабочие ее прессовали. Мне поручили писать на тюках адреса, куда они доставлялись, а также брутто, нетто. За каждый день работы платили один рубль. Тогда это были огромные деньги.
Во время освоения целины, помню, в 1958 году, был богатый урожай пшеницы. Уродилось столько, что убирать было трудно. Земля новая, казахи раньше ничего не сеяли. На уборку урожая отправляли солдат. Они пели песни. Особенно запомнилась «едем мы, друзья, в далекие края...». На целине много разных людей трудилось, даже кандидаты наук. Были и из Бугульмы (…)
Я познакомилась с татарином, вышла замуж и переехала в Татарстан. Сначала мне было трудно с татарской речью, говорила плохо, больше на русском, ведь его преподавали в школе, а татарского в Казахстане не было. Хотя мама говорила по-татарски, не забывала родной язык.
Интересно, что дед в свое время, наоборот, перебрался из Татарстана в Казахстан. Хотелось бы в завершение письма сказать, что очень горжусь своим дедом и восхищаюсь людьми, которые возводят мечети, не жалея своих сил и средств.
Амина Ганиева, жительница
села Старое Исаково
Подготовила Людмила ГАЛИМОВА
Еще больше наших новостей читайте на сайте bugulma-tatarstan.ru