Не раз уже замечала, что восприятие запахов весьма легкомысленно и подвержено влиянию кричащей толпы из зрения, воспоминаний и чужого мнения. Это заметно, когда описываем запахи в группе, и думаю - ммм..как сладко, мягко, радостно...,а потом кто-то заявляет: а мне носками пахнет! И моя голова изменяет направление мысли и находит во флаконе носки! А потом кто-то говорит - а мне арахисом! Ну вы поняли...
Еще интереснее тот факт, что далеко не всякий человек, понюхав лимон c закрытыми глазами, опишет его как цитрусовый и кислый. Легко описать запах лимона, когда его видишь! А когда понятия не имеешь, что тебе подсунули, просто говоришь, что чувствуешь.
Вопрос, собственно в том: кто прав? Насколько объективно наше восприятие запаха, не обремененное лишними фактами о действительности, и насколько нам действительно необходима эта объективность?
Немного об устройстве обоняния
Физиологическую возможность обоняния нам обеспечивают рецепторные клетки, скрывающиеся в верхней области носовой полости. Каждый рецептор имеет 10-12 ресничек, которыми и улавливаются молекулы пахучих веществ. Затем рецепторы передают полученную информацию в обонятельную луковицу, которая как часть головного мозга отвечает за формирование ощущения запаха. В геноме человека идентифицировано более 900 генов, кодирующих белки обонятельных рецепторов, что практически равно одной тридцатой всего генома. Это говорит о связи чувства нашего обоняния с наследственной памятью и неповторимости восприятия каждого человека.
Немного из аромапсихологии
Еще большую индивидуальность в восприятие запаха вносит осознанная или не слишком оценка, связанная с прошлым опытом. Ароматы радостных моментов жизни пробуждают соответствующие чувства и наоборот. Как-то в детстве я объелась вареной сгущенки с рассыпчатым печеньем..так их вкус для меня сейчас вполне приемлем, а вот запах неприятен, вероятно, потому что тело чувствует связь с разрушением. С этой точки зрения, ароматы - прекрасный инструмент памяти. Так ощущал запахи американский художник и продюсер Энди Уорхол “Одеколоны я все время меняю. Если я пользовался каким-то видом 3 месяца, то просто заставляю себя от него отказаться, даже если он мне все еще нравится,- с тем чтобы можно было вспомнить эти 3 месяца, когда снова унюхаешь знакомый запах”. Итак, восприятие запаха из прошлого сугубо индивидуально для каждого.
А знакомы ли вы с синестезией, т.е. смешанным восприятием? Это такой специальный зверь, который раскрашивает кисточкой звуки и щекочет ваш нос, когда видите лимон на экране компьютера. Иногда мы испытываем ощущение запаха еще до того, как его попробовали, и определенно, это не делает его объективнее.
Осталось ли общее в нашем с вами обонянии?
Я прекрасно понимаю, насколько важно обоняние для человека, выживающего в природе: оно способно сообщить об опасности (например, близкой грозе или пожаре), поможет отличить съедобные продукты и определить их полезность, и это знание, вероятно, было общим для людей, проживающих на одной территории, закрепилось на генном уровне. Но мы больше не выживаем в природе. Несмотря на то, что мы по-прежнему используем свой нос при трактовке сигналов: Съедобно! Полезно! Опасно!, сейчас это не играет жизненно важной роли.
На смену пришли другие ценности, и обоняние из способности, помогающей выживанию, превратилась в инструмент оценки общественного положения. До открытия синтетических молекул, духи - недешевое удовольствие, и позволить себе пахнуть по-особенному может только знать. И запах духов - это вовсе не запах жидкости во флаконе, это запах привилегий. Да и много позже: “Часто считается , что некий специфический этнический или классовый запах - это не просто последствие парфюмерных практик или питания определенными продуктами, но как бы неотъемлемое свойство данной группы людей” Из американского социологического журнала 1977 г.
А теперь прочувствуйте подмену: вместо того, чтобы говорить, чем пахнет, перечисляя физические характеристики (попробуй их выдели объективные, ха!), мы начинаем определять социальную принадлежность. В итоге то, насколько верно ты оцениваешь запах определяет, насколько ты "свой" для общества и культуры.
Загадка: зимой и летом одним цветом. Ответ очевиден? А почему не пальма, не мамины глаза, не любой предмет в пределах дома? Потому что так нас воспитали, это знание - как признак принадлежности нашей культуре, каждый, кто сомневается в ответе - чужак. И это знание того же порядка, как о правильном запахе и вечно кислом лимоне. Верно ощущать запах так, как ощущают его многие, чтобы говорить на одном языке. Но когда нас учили правильным образам, нам не закрывали глаза.
Закрыть глаза - значит уже отбросить очень многое, подарив чувствам некую первоначальность и растерянность. Чем же пахнет лимон? Перенюхивая вслепую, иногда его не узнаю, чувствую горечь, травянистость. Зачем мне вообще знать, что это лимон, если я просто хочу насладиться ароматом?
Итак,
Итог попытки разобраться с объективностью восприятия запахов привели меня к пониманию следующего противостояния:
На одной стороне гены, которые голосуют за то, что восприятие индивидуально, но хотя бы приближено к природному безоценочному состоянию.
На другой стороне - личный опыт, воспитание и влияние синестезии, а они всеми руками махают за то, что мы не в жизнь не познаем истины без искажений.
На третьей стороне лимон с его абсолютным безразличием до того, как он для нас пахнет :)
Я склонна думать, что чистое восприятие - только то, что рождено совершенно новым запахом до попытки описать словами. Прикручивая слова, мы намертво закрепляем образ шурупчиками оценки. Но нашей голове непременно необходимо классифицировать то, что чувствуем, и именно поэтому мы так лихорадочно хватаемся за образы, рожденные окружающими, находя в одном флаконе и носки, и арахис..Все, что за гранью первого впечатления так быстро обрастает хаосом мыслей, что больше нет запаха отдельно от образа в голове. А может нам просто не хватает культуры чистого восприятия, умения отделить истинное от наносного?
А теперь вкрадчивая мысль: а чем же пахнет мир на самом деле? Что мы упускаем, подчиняя свое обоняние общественным законам восприятия или личной оценке, какую опасность мы можем не угадать, какую красоту мы можем пропустить?...