В сектоведении принято выделять из религиозных и псевдорелигиозных культов отдельную категорию — тоталитарные диструктивные секты. Это самые опасные организации, куда человек попав единожды, уже никогда не останется прежним, а скорее всего вообще до конца жизни будет членом секты.
Основная характеристика тоталитарной секты — эксплуатация своих членов. Причем речь идет о жесткой работе или «обработке», которая достигается психологическим, физическим или финансовым вредом. В тоталитарной секте нельзя задавать вопросов, нельзя допускать свободомыслия и ни в коем случае невозможно подвергать сомнению слова лидера.
Гуруизм
Практически во всех тоталитарных сектах присутствует свой лидер или гуру. В такой организации все завязано на лидере. Если он — харизматичный, хитрый и умный человек, то он знает, как организовать свою секту, как вовремя уничтожить инакомыслие и сделать людей послушными для собственной выгоды.
Поэтому зачастую жизнь сектантского образования ограничивается временем жизни его гуру. Умер лидер — умирает и течение, либо медленно гниет, а потом распадается само по себе. Но умный лидер секты выращивает себе преемника ещё при жизни, приучая его управлять организацией и регулярно демонстрируя его власть. Здесь легко можно провести параллель с большевистским СССР, где долгое время гуру был Владимир Ульянов. Он создал себе несколько преемников, некоторых он обвинил в ереси (Троцкий), некоторых уничтожил, но с преемником сложилось все довольно странно, ведь никто не ожидал, что к власти придёт Сталин. Даже сам Ленин называл «Кобу» тупым и ничего не понимающим в социализме человеком. Но при этом товарищ Картотеков действительно был самым настоящим гуру секты под названием КПСС, а после его смерти организация постепенно загиналась сама по себе — у нее так и не появилось достаточного жесткого и готового на перемены правителя.
Вербовка адептов в секту
Как людей заманивают в такие секты? Принцип довольно прост и практически универсален для каждой такой организации. Во-первых, зачастую при встрече с членами-рекрутерами потенциальному адепту рассказывают, что он найдет все то, что так давно скал. Пропагандисты раскроют ему совершенно новый взгляд на мир. Это новое мировоззрение будет настолько простым, что оно сможет объяснить все проблемы и противоречия. На первой встрече рекрутеров и потенциальных адептов всегда звучат слова про грядущий апокалипсис и про то, как от него спастись, а если не вступишь в секту — не спасешься. Завлекатели говорят, что остальное человечество обречено, а их организация стоит выше обычных людей — таким образом достигается чувство уникальности и эксклюзивости. Важный факт — люди сами по себе никогда не ищут секту для вступления, секты ищут новых адептов сами.
Люди попадают в такие опасные организации зачастую просто из-за незнания того, кто перед ними стоит и что будет, если они станут частью секты. Конечно, на первой встрече, на этом вербовочном тренинге не сообщаются никакие подробности об обязанностях и лишениях, которые ждут новичка в организации. Ему обещаются спасение, покой и помощь.
Манипуляция новоиспеченными адептами
В первую очередь гуру секты и его приближенные должны заставить нового адепта искренне верить в свое учение. Только тогда человек будет выполнять все требования организации. Поэтому в первые дни и недели на новичков не производится давление — члены секты добры и приветливы, стараются помогать, завоевать его доверие.
Когда новый адепт прошел определенный уровень сектантской обработки, можно приступать к более жестким действиям. Здесь в силу вступают такие инструменты, как изоляция индивида от общества, приписывание грехов адепту в его «прошлой жизни», социальное давление внутри организации, лишение личного имущества и лишнего времени, запугивание и даже наоборот — излишняя любовь по отношению к новому члену секты. Стоит пояснить последний пункт — речь идет о мероприятиях, когда новая «семья» адепта излишне приветливо себя ведет: объятия, поцелуи, нежные прикосновения, восхваление, слова о братской любви. Все это позволяет затуманить разум адепта, внедрить ему в голову мысль о том, что новые «друзья» ещё лучше, чем его семья и знакомые. Зачастую после этого следует разлад с настоящей семьей, ведь близкие адепта будут против членства в сомнительной тоталитарной организации.