Самый конец XIX века. В России и за рубежом становится широко известной отличная по качеству оренбургская пшеница.
Все больше продается на ярмарках Поволжья оренбургского проса, пшена. В связи с этим растут посевные площади и в Орском уезде. Купечество смекнуло, что выгоднее продавать товар мукой, чем зерном, и начали мельницы технически совершенствовать. Перед Первой мировой войной темп городской жизни заметно повысился. Шли, шли караваны с товарами... да остановились. Чего не идешь ты, верблюд, песчаными безводными дорогами туда, куда степь уходит в небо? Да просто Оренбург уже построил железную дорогу до Ташкента. И горбатые перестали быть основным перевозчиком. Кризис наступил в Орске, ярмарки тихо сворачивались, товаров не стало, лавки торговые опустели, город тихо умирал. Особая железнодорожная комиссия на заседании Орской думы рассмотрела вопрос о строительстве собственной железной дороги. Городской голова Голоховский предложил вариант – послать гонцов в Санкт-Петербург к министру путей сообщения. Три самых уважаемых купца – Д. Швецов, потомственный почетный гражданин города, А. Нидеккер и М. Смирнов – получили командировочные и выехали в Петербург. (Кстати, они столько сделали для Орска, что им впору памятники ставить. Их сыновья служили в Красной Армии, здесь же похоронены и их внуки.) Вот и начала строиться дороженька. И столько сюда безработного народу приехало, а потом и осталось, трудно в цифрах выразить! И город опять стал подниматься. Осталась в нас, современниках, хоть капля купеческой крови, чтобы снова порадеть за свой город?