Управляющий партнер венчурного фонда FortRoss Ventures Виктор Орловский рассказал, как инноваторам правильно развивать стартап и как можно заявить о себе в Кремниевой долине.
Инвестор Виктор Орловский
Виктор Орловский с 2008 года отвечал за IT- трансформацию Сбербанка, был старшим вице-президентом по развитию цифрового бизнеса. В 2015-м он покинул банк и стал управляющим партнером FortRoss Ventures, созданного Сбербанком в 2013 году. По данным Forbes, около 90% средств фонда — деньги госбанка, остальное — Орловского и генерального партнера FortRoss Ventures Якова Нахмановича.
Сейчас это независимый венчурный фонд, говорит Орловский; он зарегистрирован на Каймановых островах, работает в США (в Кремниевой долине), России и Израиле. Компания специализируется на проектах в области искусственного интеллекта, интернета вещей, облачных технологий, финтеха и маркетплейсов.
На форуме FinNext-2019, который состоялся в Москве, Орловский рассказал, как надо строить проекты и действительно ли маленький стартап может вырасти внутри корпорации. По его словам, корпорация не терпит конкуренции, даже внутри компании, и потребляет, «переваривает» все. Между тем, примеры, когда стартапы растут внутри гигантов, есть: например, «ДомКлик» Сбербанка или Amazon. Но это, скорее, исключения.
Стартап как младенец
Орловский советует инноваторам воспринимать свой стартап как ребенка, за которым нужно постоянно следить и ухаживать; не баловать, но помогать исправлять ошибки и давать достаточно ресурсов для роста. Более того, к своему делу надо относиться как инвестору, который вложил деньги и ожидает прибыль.
Все стартаперы, даже самые успешные, кто продал свои компании за миллиарды долларов, при покорении вершины очень часто находились в подвешенном состоянии, как альпинисты, застрявшие где-то между отвесной скалой и пустотой. Это — буквально ежедневное состояние, которое предстоит преодолеть. Именно поэтому в мире так мало серийных предпринимателей: они не хотят начинать с нуля и снова быть в подвешенном положении, боясь сорваться.
Самое главное в стартапе, говорит Орловский, это всегда команда, а также рынок, на который она работает. Однако, по его словам, 50% фаундеров (основателей, учредителей) теряют работу в своей же компании, не справляясь с ее высоким ростом: управлять четырьмя людьми на старте и четырьмя тысячами при развитии — разное дело. Если они не справляются, то инвесторы заменяют их, чтобы компания не погибла.
Покорить Кремниевую долину
Виктор Орловский говорит, что главный принцип работы Кремниевой долины: «утром стулья — вечером деньги». При этом всем на самом деле, все равно, откуда стартап, из какой страны, главное, чтобы он находился в долине. Сначала нужно представить что-то созданное именно в США, а уже потом попробовать получить деньги на свой проект. При этом разработчики могут находиться хоть где, главное, чтобы CEO и менеджеры команды работали в Калифорнии.
В Кремниевой долине находится 30 тыс. различных фондов, и стартапу, говорит Орловский, нужно обойти около 200, чтобы найти деньги и партнеров. «Вообще, хороший стартап — это тот, который быстро растет при минимальных усилиях», — отмечает инвестор.