Продолжаем рассказывать о закулисье городских театров. На этот раз заглянули по ту сторону занавеса театра «Самарская площадь».
Театр «Самарская площадь» создан в 1987 году как театр-студия при Доме молодежи ОК ВЛКСМ. В 1993 году театр получил статус муниципального и получил здание одного из старейших кинотеатров города – «Первомайского» (с 1914 до 1950-х годов — «Фуроръ»). Реконструкция помещения, начавшаяся в 1994 году, длилась тринадцать лет. В эти годы актеры репетировали в полуразрушенном здании, играли на арендованных сценах в домах культуры и клубах города. И только в октябре 2007 года театр открыл свои двери для зрителей. Корреспондент sgpress.ru своими глазами изучил «Самарскую площадь». Нашим экскурсоводом стал основатель и художественный руководитель театра Евгений Дробышев.
Открываем двери центрального входа. Перед нами небольшое, но уютное фойе.
Там находится гардероб. Раньше посетители кинотеатров не раздевались, поэтому комната для верхней одежды была очень маленькой, только для сотрудников. Во время ремонта здания ее расширили. Над гардеробом — дверь с балкончиком. Куда она ведет, расскажем чуть позже.
Металлическую решетку гардероба специально создали в дореволюционном стиле. Она гармонирует с деталями фасада. Понять, что решетка современная, можно только по сварке элементов. До революции металлические части скрепляли зажимами.
На полу – часть дореволюционного кафеля. Его сняли с верхнего этажа.
Около гардероба – билетная касса.
Рядом с лестницей на первом этаже скрыт коридор. Там находится кабинет Евгения Дробышева. На полках — множество наград.
На первом этаже находится тепловой узел. Он располагался на этом месте и раньше. Сейчас в помещение установили оборудование для системы автоматического пожаротушения.
Лестница на второй этаж сохранилась с дореволюционных времен. С ее металлических элементов сняли несколько слоев старой краски и сделали новые перила.
Поднимаемся по лестнице. Взгляд устремляется на деревянную колонну. Она сохранилась с начала XX века. Сначала рабочие, проводившие в здании ремонт, подумали, что она каменная. Однако под пятисантиметровым слоем краски оказался дуб. Колонну решили оставить и восстановить.
Изначально в здании бывшего кинотеатра были потолки высотой около 4,5 метров. Поэтому во время реконструкции строители углубили пол на первом этаже и сделали перекрытие. Так получился второй этаж. Там, как раз над кабинетом худрука и гардеробом, разместились душ, гримерки, склады и реквизитные комнаты.
Когда-то на месте самой большой гримерки был буфет. Сейчас же там накладывают грим актеры.
Гримерных комнат очень мало, поэтому в каждой «живет» от трех до пяти человек. У всех актеров есть свой столик. Каждый трельяж – отдельный маленький мир. Парики, ободки, галстуки, фото любимых писателей и животных, подаренные цветы – чего только нет.
В мужской гримерке есть дверь с выходом на маленький балкончик. Именно ее мы и видим в холле. Когда на втором этаже строили комнаты, это был технологический проход для подачи строительных материалов. Обычно после ремонта этот проход закладывают, но в театре решили его оставить. По словам Евгения Дробышева, на балкон никто никогда не выходит. Но возможность такая есть – конструкция выдержит человеческий вес.
Дальше по коридору – одна из костюмерных. Вот, например, костюм девушки из спектакля «Олигарх» по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица».
Есть и несколько шкафов со сценической одеждой и обувью. Репертуар театра состоит из 27 спектаклей, поэтому количество костюмов не может назвать даже сам Евгений Дробышев.
Также на втором этаже находится мастерская, где готовятся декорации. Нам она напомнила комнату папы Карло из сказки о Буратино. Под сводами низкого потолка расположились станки, столы с различными инструментами и чертежами и ящички с гвоздями. На полках с книгами соседствуют бюсты Сталина и Ленина. А на стене рядом с окном – портрет самого мастера и старинные часы.
В специальных шкафах хранится реквизит.
На этом же этаже — репетиционный зал. Мы заглянули на прогон одной из сцен спектакля «Ревизор» Николая Гоголя. Его ставит питерский режиссер Роман Габриа. Премьера назначена на апрель.
Перед нами городничий, Хлестаков и чиновники.
На третьем этаже – сцена и зал на 150 мест. Раньше в зале сцены не было, ее сделали во время реконструкции. За стульями — склад для декораций, который «скроили» из части коридора.
На сцену ведут два кармана, где артисты готовятся к выходу.
Во время нашего визита устанавливали декорации для постановки «Не такой как все».
Зрители же могут попасть в зал через центральный вход. Рядом с ним расположены диванчики и буфет. На стенах – портреты актеров театра.
Под крышей театра — радиорубка. Именно там обитают звукооператор и художник по свету.
Соседняя дверь ведет в кабинет заведующего литературной частью театра.