Читая скандалы с крупными хищениями в Роскосмосе, хочется напомнить одну историю с С. П. Королевым, наглядно показывающий какой строгий учет финансов был в СССР.
В 1960 году в подмосковном городе Калининграде (ныне Королев) провели изменение границ районов города. На территорию района, где находился ОКБ-1 С. П. Королева, попал Детский дом для сирот дошкольного возраста. Соответственно ОКБ-1 передали шефствование над детдомом. Секретарь комсомольской организации, первым съездивший познакомится с подшефными, вернулся весь расстроенный: детдом состоял из двух старых двухэтажных зданий без водопровода и канализации. Помощь нужна большая, но где взять средства... Партком посоветовал ему обратиться лично к Сергею Павловичу Королеву.
На следующий день Королев, собрав всех ответственных, выезжает в детдом. Из воспоминаний участника поездки Е.А. Тумовского:
Вышли из машины. Нам навстречу идет худая высокая женщина, как оказалось, директор детского дома.
- Ну что? - сказала директор со вздохом,- Новые шефы, новые знакомства, а будет ли толк?
Сергей Павлович ответил тихо, но твердо:
- Мы хотим осмотреть ваши помещения.
Она повела нас в дом, где жили дети. В помещениях было чисто. Видно было, что сотрудники стараются создать уют своим подопечным, но в уборной и умывальной стоял специфический запах. Мы вышли на улицу, и Сергей Павлович сразу стал давать указание своему заместителю:
- Определите сметную стоимость водопровода, забора вокруг участка. Разберитесь, как, и в какой форме осуществить канализацию.
Во время нашего разговора распахнулись двери, и детвора выбежала на улицу. Рассыпались горошком по скудным сооружениям на игровой площадке без обычного гама.
- Действительно, солидарность,- подумал я, увидев, как девчушка лет пяти старательно поправляла спавший чулок совсем крохотному мальчугану.
Вскоре дети стали проявлять к нам интерес. Окружили полукольцом. Один мальчонка, с круглыми серыми глазами, темной стриженой головой и торчащими ушами, приблизился к нам вплотную. Мальчик внимательно следил за резкими движениями руки Сергея Павловича, которыми он сопровождал свои указания о реконструкции площадки. Я машинально погладил его колючие волосы. Мальчонка вдруг замер на мгновенье, потом резко бросился ко мне и прижался к моей ноге. В следующий момент, заметив, что ко мне приближаются еще двое малышей, он вытянул ручонку, как бы защищая меня от них, проговорил: "Мой дядя, мой!"
Это произошло так неожиданно, комок подкатил к горлу, я поднял голову и увидел лицо С. П. Королева. По щекам его текли слезы...
В обратный путь Сергей Павлович меня и председателя завкома пригласил в свой "ЗИМ". Сначала ехали молча, приходили в себя от пережитого.
- Капитальный ремонт мы проведем. Я полагаю, затраты по масштабам ремонтных работ нашего жилфонда незначительны,- начал свои рассуждения Сергей Павлович
- Мне хочется детишек этих одеть как следует,- продолжал Королев.
- Они одеты, Сергей Павлович,- возразил председатель завкома.
- Я говорю "как следует". Это значит - каждому по цигейковой шубке и шапке, валенки новые. Обращусь я к министру и попрошу у него тысяч восемь.
Заметьте! Речь идет о 8000 рублей до деноминации 61 года. По деньгам с 1961 года это 800 рублей!!! Руководитель всей космической программы СССР не имел права потратить такую сумму без согласования с министром!
Сергей Павлович Королев добился выделения денег от министра. Спустя три месяца, накануне Нового года, во время совещания тихонечко открылась дверь. Королев, устраивающий разнос отстающим от плана руководителям, недовольно покосился на дверь и тут же заулыбался: в дверь входили детишки, подталкиваемые директором детдома. На всех были новые шубы и шапки. Дети хором поздравили с наступающим Новым Годом и поблагодарили за подарки и заботу о Детдоме.
Были Люди с большой буквы, а теперь кругом менеджеры "в особо крупных размерах". Про хищения в Роскосмосе подробно здесь