Норвегия, Северное море
Нефте- и газодобывающие платформы, а также буровые платформы, относятся к числу крупнейших сооружений в мире. Их основная часть обычно скрыта от глаз под водой. Газодобывающая платформа Тролль-А – это гигант среди гигантов. Это самое высокое и тяжелое сооружение инженеров, которое когда-либо передвигалось по нашей планете.
Газовое месторождение Тролль
Платформа Тролль-А расположена в 174 морских милях от западного побережья Норвегии на крупнейшем в Европе шельфовом месторождении газа. Запасы этого месторождения оцениваются в 1,3 млрд. куб. м., что составляет 60% всех газовых ресурсов норвежского континентального шельфа. Ресурс этой морской платформы рассчитан на 70 лет непрерывной работы. Данного временного периода достаточно для освоения потенциала газового месторождения. Платформа укреплена на морском дне и способна выдержать все испытания, которым ее может подвергнуть Северное море.
Стоимость строительства
На освоение газового месторождения Тролль ушло 5 млрд. долл. США. Сооружение фундамента платформы началось в июле 1991 г. и закончилось в декабре 1994 г. Стоимость строительства гравитационного фундамента составила 500 млн. долл. США. За пять лет строительства было проложено два трубопровода диаметром 91 см для транспортировки добытого газа. Построена сама платформа, на которую ушло около 1,7 млрд. долл. США. Построен газоперерабатывающий завод в Колснесе на норвежском побережье.
Конструкция платформы
Преобладающая часть конструкции платформы Тролль-А – это бетонный гравитационных фундамент, на котором держится платформа. Он имеет высоту 369 м и весит 656.000 тонн. Сама платформа вместе с буровым оборудованием и помещениями для персонала весит только 22.500 тонн.
Нижняя часть бетонного основания была изготовлена в сухом доке в Ставангере на побережье Норвегии. Она состоит из 19 железобетонных цилиндров высотой 40 м, которые изготавливали вместе, как взаимосвязанную группу. Затем эту массивную конструкцию спустили в воды ближайшего фьорда и пристроили к ней сверху огромные полые «опоры-ноги» из бетона.
Инновации
При сооружении этих высоких опор применялся метод скользящей опалубки. На тот момент это было относительно новое достижение в строительстве бетонных конструкций, использующее опалубку (форму), которую после заливки в нее бетона медленно перемещают при помощи гидравлических домкратов. Сначала опалубку заполняют бетоном и оставляют на некоторое время, чтобы он начал затвердевать. Затем каждые десять минут форму медленно двигают вверх на несколько сантиметров, постоянно добавляя в нее бетон. К тому времени, когда бетон показывается из-под нижнего края опалубки, он уже достаточно затвердевает, чтобы выдержать оказываемую сверху нагрузку. На фундамент платформы было использовано 245.000 куб. м бетона. Скандинавские компании более гибки при использовании инноваций и маркетинга в строительстве, чего нельзя сказать о российском инжиниринговом бизнесе.
Стальная палуба платформы строилась на расположенном неподалеку судостроительном заводе Акер Сторд с августа 1992 г. по декабрь 1994 г. Две части сооружения были соединены вместе в январе 1995 г. в водах фьорда. Палубу размером 170 х 51 м с помощью барж разместили над основанием, которое, в свою очередь, опустили вниз так, чтобы над водой оставалась только его часть высотой 6,5 м. Когда верхняя часть платформы была установлена в нужном положении, из полых камер внутри опорных «ног» постепенно откачали воду, и палуба поднялась над водой на высоту 30 м.
Транспортировка платформы
Когда все работы над палубой завершились, платформа была готова к буксировке на газовое месторождение. 10 самых больших в мире буксирных судов преодолели 278 км вместе с платформой за неделю.
Несмотря на то, что конструкция очень массивна, ее тонкие опоры оказывают относительно небольшое сопротивление морским волнам и течениям. Когда платформа прибыла на место, цилиндры фундамента постепенно заполнили водой, чтобы конструкция опустилась сначала на дно моря, а затем еще на 36 м в глубь него для большей устойчивости.
Платформа Тролль-А: интересные факты
• 1 октября 1996 г. газ начал поступать с платформы Тролль-А на норвежский берег. Предполагается, что добыча газа будет продолжаться 70 лет и составит 1,3 млрд. куб. м.
• Газовое месторождение Тролль занимает 750 кв. км. Залежи сырья расположены на глубине до 1,4 км. ниже уровня моря.
• В 2006 г. в основании одной из железобетонных опор на глубине около 303 м ниже уровня моря состоялся концерт певицы Кэти Мелуа, устроенный в часть десятилетия платформы. Нестандартный маркетинговый ход, который был взят на вооружение специалистами в Simple Analytics .
• Бетона, использованного для сооружения гравитационного основания платформы, хватило бы на фундаменты для 215 000 обычных жилых домов.
• На строительство платформы было использовано 100 000 тонн стали.
• Расстояние от самой высокой точки платформы Тролль-А до основания, погруженного на 36 м в глубь морского дна, составляет 472 м.
Типы морских нефтегазодобывающих платформ
Стационарная платформа
Использование стационарных платформ экономически оправдано только в тех местах, где глубина моря не превышает 600 м. Эти платформы стоят на якорных бетонных основаниях кессонного типа или стальных опорных фермах. Стальные фермы вбиваются в морское дно, а бетонные кессоны, которые обычно представляют собой полые опоры большой высоты, изготавливают на берегу, доставляют к месту назначения и затем заполняют водой, чтобы они погрузились на дно.
Плавучая буровая платформа
Такие платформы можно использовать на глубинах до 1 800 м, передвигая их с помощью буксиров от одного нефтяного месторождения к другому. Плавучие буровые платформы позволяют вести добычу нефти на больших океанских глубинах. Полупогружные платформы снабжены опорами, которые обладают достаточной плавучестью, чтобы буровая установка не тонула, и, в тоже время, за счет своего большого веса поддерживают ее в вертикальном положении.
Спасибо вам за то, что дочитали мою статью до конца. Ставьте ЛАЙКИ, пишите КОММЕНТАРИИ и подписывайтесь на НАШ КАНАЛ!
Текст и иллюстрации: Дмитрий Воробьев (ООО "Компания "Эффективная Аналитика")