Найти тему

Школьные войны: о конфликтах мальчиков и девочек

В современном обществе принято делать скидки представительницам слабого пола. Однако всегда ли эти поблажки оправданны?

Сорванец в юбке

Жительница Новосибирска Ангелина Чехова рассказала, что в классе её одиннадцатилетнего сына появилась девочка, которую, очевидно, не научили правилам поведения в обществе. Школьница нередко ругается матом на своих соклассников, а с недавних пор нашла более изощрённые развлечения. Девочка писала оскорбительные записки, дальше в ход пошли кулаки.

«Недавно сын пришёл со школы с синяком на руке, – рассказывает Ангелина. – Оказалось, что его ударила та самая одноклассница. Её не устроило, что сын сидел на её месте во время перемены. Саша как настоящий джентльмен не стал отвечать тем же, просто спокойно пересел. Мне объяснил: мол, она же девочка, я не могу на неё руку поднять. Честно говоря, я даже не знаю, как реагировать в таких ситуациях. Что это за девочка, которая решает проблемы кулаками?»

Проблема осложняется, когда папы и мамы в подобных ситуациях встают на сторону дочерей. Ведь часто заносчивые в школе девочки дома превращаются в послушных и спокойных детей. Кроме того, для каждого родителя его ребёнок – априори самый лучший.

Кроме того, девочки взрослеют и социализируются гораздо раньше парней. Поэтому они, как правило, быстрее обучаются способности манипулировать людьми.

Психолог Ирина Сякина считает, что проблему необходимо рассматривать всесторонне.

«Драться для мальчиков – это естественно, – говорит Ирина. – Но важно понимать, когда это уместно. С рождения им присуще любопытство, озорство, энергичность, а если он тихий и спокойный, то это неправильно. Надо всё-таки давать мальчишкам возможность реализовывать свои потребности, не закапывать естественные качества, иногда позволять им быть хулиганами. Тогда ровесники будут чувствовать, что это – сильный человек, и издеваться над ним будет не интересно. Напротив, будут уважать».

Для девочек же такое отношение – это способ самоутвердиться, решить внутренние проблемы своей компании (ссоры, разногласия) через другого человека либо возможность влиться в иерархию класса и занять там не последнее
место.

А где ягодки?

Родителям порой кажется, что, давая сыну установку на снисхождение к девочкам, они воспитывают доброго и внимательного мальчика, но чаще это работает в обратную сторону. Так они могут вырастить человека, который так и не научится давать отпор своим обидчикам, и это может очень сильно мешать уже во взрослом возрасте. Излишней мягкостью могут начать пользоваться окружающие. Такой мальчик в будущем обречён стать жертвой намеренных провокаций и манипуляций.

Одно из самых неприятных и набирающих сейчас популярность последствий такого воспитания – домашний буллинг, или травля, во время которого мужчина подвергается психологическому насилию со стороны жены.

«Он в прошлом – мальчик, которого воспитали вот с такой установкой: «девочек обижать нельзя, – говорит Ирина Сякина. – Он вырос, и теперь даже не владеет инструментами и алгоритмами, которые помогли бы ему достойно ответить на травлю. То есть в основе лежит неверный подход к воспитанию. Мальчик должен понимать, что рукоприкладство – не выход, но и терпеть всё время – это тоже не решение проблемы. Поэтому надо уметь отвечать на оскорбления правильно, так, чтобы больше не хотелось ничего говорить этому человеку. Для этого надо с детства закладывать мысль о самозащите и обсуждать, какие её виды возможны».

Психологи отмечают, что фраза «девочек обижать нельзя» как бы дискриминирует сильный пол. Ведь тогда получается, что мальчиков можно обижать. Но это тоже неправильно. Поскольку детский разум очень гибок, восприимчив и чаще всего воспринимает всё буквально, стоит прибегать к иным формулировкам. Так, специалисты советуют заменять эту фразу на похожие по значению, но всё-таки более точные и правильные. Например, «постарайся не обижать других, если они не обижают тебя», «лучше решать споры словами, а не кулаками», «не надо бить девочек, если они не бьют тебя» и так далее.

Наше восприятие мира, умение выстраивать отношения с окружающими закладываются ещё в детстве и напрямую связаны с воспитанием. То есть детей следует воспитывать в дискурсе равноправия, учить верно интерпретировать важные жизненные принципы, а также уметь отвечать на издевательства и действовать по ситуации.

-2

Нужно защищать

Психолог-психотерапевт Андрей Смирнов:

– Лично я считаю: воспитывая детей, нужно подчёркивать, что девочек обижать нельзя. Конечно, при этом нет необходимости делать акцент на том, что девочки – слабый пол, так как это не всегда соответствует действительности. К примеру, по выносливости женщины могут дать фору мужчинам, да и по продолжительности жизни тоже. Но женщина слабее мужчины физически, и этот факт нельзя не учитывать. Также издревле женщин охраняли как продолжательниц рода, защищали и даже обожествляли. И я убеждён, что эта традиция не должна прерываться. Просто омерзительно читать хронику о домашнем насилии, когда мужчины поднимают руку на женщин. Я считаю, что такое существо не достойно называться мужчиной. Если в нашем обществе изменится отношение к женщинам и к ним не будет снисхождения, ничего хорошего не выйдет. Так что девочек обижать нельзя, их защищать нужно.

Уважение и взаимопонимание

Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Людмила Зябрева:

– Вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек являются, безусловно, важной темой для общественного обсуждения, но комментировать их с позиции представителя государственного органа не представляется возможным. Как и занимать ту или иную сторону, высказываться «за» преимущество детей того или иного пола. Очевидно, что споры о принципах и нормах современного воспитания мальчиков и девочек лежат в плоскости общественных дискуссий и мнений экспертов в сферах педагогики, детской психологии, культуры.

Совершенно уверена при этом, что воспитывать любого ребёнка необходимо в атмосфере уважения к окружающим, в том числе к детям, независимо от их пола, национальности, физических возможностей. Также необходимо учить ребёнка решать все спорные вопросы исключительно мирным путем, находить взаимопонимание и с мальчиками, и с девочками.