Журнал «Советский экран» начал выходить в 1925 году. Хотя если посмотреть на обложку апрельского номера за 1925 год, то нумерация – №4(14) намекает, что до этого вышло ещё 13 номеров. Но ранее специальное издание, посвящённое вопросам киноискусства, выходило под другим названием. А прижившееся в дальнейшем название «Советский экран» появилось именно в 1925 году. Пробежимся по страницам номеров того времени, узнаем, что волновало кинообщественость того времени.
Деятели советского кино поначалу задавались вопросом: в какой стилистике снимать советские картины, чтобы не было в них мещански-бытового американского уклона.
Изучался передовой опыт создания зрелищного кино.
Рассказывалось о передовых кино-фабриках.
Рассматривались технологии производства спецэффектов.
Резкой и суровой критике подвергался образ жизни американских кино-звёзд.
Но в характерной советской манере «облизывания». То есть осудили, но и с умилением показали этот ужасный американский быт. Как приятно было, должно быть, смотреть на это советскому читателю.
Благодаря «Советскому экрану» сохранился рассказ о первых шагах японского кино.
Снова изучение технических аспектов съёмок.
Создаётся впечатление, что «Советский экран» того периода был больше журналом для профессионалов, то есть тех, кто занят в кинопроизводстве, чем для обычных зрителей.
Рассказ о том, как был сделан дракон для фильма «Нибелунги».
В 1925 году Фрицу Лангу тема Нибелунгов ещё была близка. Но когда в 1933 году последователи нибелунгов пришли к власти в Германии, он предпочёл уехать в Париж, а ещё через год, заключив контракт с MGM, перебрался в Голливуд. Что же касается упомянутого в журнале фильма Ланга «Нибелунги» (1924 год), то он имел просто впечатляющую длительность – пять часов экранного времени, в связи с чем демонстрировался в двух частях. Эпические спецэффекты этого фильма – особенно упомянутый дракон – никого не оставляли равнодушным. Сам Говард Лавкрафт, посмотрев «Нибелунгов» впал в экстаз.
Поскольку дракон на страницах «Советского экрана» почти не виден, приведём его фотографию в лучшем качестве.
Но продолжим листать журнал «Советский экран».
Стоит отметить, что в целом «Советский экран» той поры был просто гимном США. Если не считать некоторых ритуальных окриков в адрес слишком роскошно живущих американских звёзд, страницы журнала переполнены восхвалением американского опыта.
В те времена никому не пришло бы в голову ругать Голливуд, поскольку советские кинодеятели очень образцово учились у Голливуда. Советское кино 30-х годов, например, такие фильмы как «Волга-волга», «Весёлые ребята» и т.д. – это во многом следствие тщательного обучения деятелей советской киноиндустрии у американцев.
Это уже номер за июль 1925 года.
Но изумление американским – в данном случае документальным – не исчезает.
Поскольку советская журналистика не могла существовать без того, чтобы кого-нибудь не ругать или критиковать, то восторгаясь Голливудом, «Советский экран» отводит душу на немецком кино.
Ничего, пройдёт десять лет и советское кино будет изо всех сил стараться подражать немецкому кино.
И снова восторги «Советского экрана» американским кинопроизводством:
Но не забывал «Советский экран» и советское кино.
Когда начинается разговор о советском кино, то в ход идут вот такие заголовки.
У американцев снимают много детективов, значит и в СССР надо.
Через полвека индийское кино станет очень востребованным в СССР.
И снова: а что там в Америке?
ВАмерике снимают про оккупацию Рура. Для тех кто не очень хорошо помнит историю, напомним, что в данном случае речь идёт не о немецкой оккупации других стран, а, наоборот, об оккупации французами немецкого Рурского района. Кстати, одни из первых героев немецкого национал-социализма появились как раз в ходе сопротивления французским оккупантам. Редакции советского журнала, кажется, симпатична эта тема.
А ещё более симпатична, кажется, вот такая сюжетная коллизия.
Просто невозможно пройти мимо статьи с таким шикарным названием.
Для тех, кого заинтересовал сюжет фильма «Дворец и крепость», который так возмутил «Deutsche Allgemeine Zeitung» сообщаем, что фильм повествует о революционере XIX века Михаиле Бейдемане (родом из бедных дворян, поручик). Бейдеман оставил свой полк и эмигрировал из Росси. Но после реформы 1861 года зачем-то вернулся. Была арестован и посажен в Петропавловскую крепость. При обыске у него обнаружили рукописный манифест от имени якобы императора Константина, который призывает свергнуть власть Александра II, поскольку его отец, Николай, якобы узурпировал трон. 1 марта 1881 года император Александр II был убит народовольцами. Но Александр III не помиловал Бейдемана, которого вскоре отправили в Казанскую психиатрическую больницу, где Бейдеман и умер через 6 лет. Итого, Бейдеман провёл в Петропавловской крепости 20 лет (причём последние 10 он был безумен) и ещё 6 лет в психушке. В целом, любопытная историческая основа для первой советской фильмы, показанной в Берлине.
А это сцена убийства Александра II из фильмы «Дворец и крепость».
Снова про САСШ (США).
Вот тоже хороший заголовок.
Какая трогательная заинтересованность в доходах Дугласа Фербэнкса. И конечно любопытно, что Фербэнкс обогнал даже злодея Рокфеллера. Интересные детали.
На этом сегодня и закончим наш кинолекторий.