Заброшенный заросший дом посреди бескрайних болот. Тяжелое низкое небо, полное облаков, ветер и сырость, серость, грязь.
Вчерашний заключенный Ронан Каллахан возвращается домой, за закрытые ворота и заколоченные окна. Первое, что он делает — выливает алкоголь из всех бутылок, что есть в доме. Он решает начать новую жизнь и, судя по всему, вполне к ней готов.
До тех пор, пока не обнаруживает старика с лопатой на своей земле: отец убитой Ронаном девушки ищет тело. Последние пятнадцать лет он раскапывал яму за ямой на болотах, дабы найти останки дочери — и не планирует останавливаться. Что значит: Ронану придется попрощаться с планами до тех пор, пока раскопки не закончатся. Продажа дома и покупка новой жизни откладываются на неопределенный срок, и парню только и остается, что помочь старику, иначе поиски затянутся на целую вечность.
Местный полицейский Мерфи не готов прогнать своего друга Шона с земли Ронана. Да и вообще сотрудничать с парнем не собирается: у местных жителей свой взгляд на правосудие, так что вместо помощи Каллахан получает предупреждение. Где-то там же маячит сестра убитой Роберта, не желающая подпускать убийцу к отцу, болотам и любой другой вещи, как-либо связанной с произошедшим. Так что Ронан периодически получает угрозы, оскорбления, пинки и кучу прочих испытаний. При этом парень решает не останавливаться, пока не найдет тело своей жертвы. С условием, что он ни черта не помнит о роковом вечере.
Далее сюжет делает пару красивейших петель и приводит к интересной и приятной развязке — именно такой, которой каждый из персонажей заслужил. Очень радует, что сценарий оригинальный, а не книжная адаптация и не переписанный несколько раз вариант одного и того же реального события.
Настоящее удовольствие — наблюдать за пятью главными действующими лицами, включая потрясающую природу Ирландии, полную мифов и суеверий. Пожалуй, сила фильма равновесно распределена между действительно цепляющей игрой актеров и простым, но продуманным и не банальным сюжетом.
Есть Ронан, который мучается чувством вины: он совершил убийство, которое даже вспомнить не может — так что вина в квадрате. При этом он обладает тем самым набором мужских качеств, которые делают его положительным персонажем даже с оглядкой на совершенное преступление.
Есть Роланда, которой только и остается, что ухаживать за отцом — так что планы на жизнь тоже откладываются.
Есть Шон, который желает по-человечески похоронить дочь.
И есть Мерфи — полицейский, который больше за справедливость, чем за закон.
Каждый из них в чем-то стереотипен и прекрасен. Еще прекраснее — их взаимодействие и то, как природа его дополняет. Что ни кадр — эстетическое наслаждение. Даже в грязи болот есть место прекрасным кадрам.
Фильм не только рассказывает интересную историю с занимательной развязкой, но и вскрывает проблему семей, разрушенных трагическим несчастьем. После убийства одного из членов семьи жизнь всех остальных едва ли возвращается в привычное русло. Представьте: убит один человек, а жить дальше не могут еще трое (а то и больше). Вот и Роберта, и ее отец — не живут дальше, а на автомате совершают одни и те же действия вот уже пятнадцать лет.
Еще одна тема — реакция локального сообщества на внутреннюю девиацию. Ронан изначально был проблемным подростком, так что даже тот факт, что он отсидел свое, не избавляет парня от всеобщей ненависти и недоверия. Кажется, все только и ждут, чтобы отомстить парню.
Помните ленту «Зверь«? Реакция людей на произошедшее и готовность обвинить во всех смертных грехах непохожего или отщепенца — черта провинциального социума, в любой стране, на любом континенте. Общая закрытость, недоверие, очень прочные межличностные связи, мстительность, суеверие. Очень знакомая история, буквально deja vu. Но оттого происходящее на экране не становится скучнее — напротив, всматриваешься в детали с вниманием и трепетом.
Показ фильма состоялся на фестивале Irish Film Festival, в программе которого немало занятных вещей. После показа 17 марта в Каро Октябрь на вопросы зрителей отвечал Мо Данфорд, исполнивший роль Ронана.
Шутить на таких съемках было сложно, хотя мы и пытались. Но сложнее было постоянно копать — это физически сложно. Еще я перед съемками побрил голову, чтобы соответствовать роли, и жутко из-за этого мерз! Правда, я не соглашался больше брить голову до конца съемок: на протяжении фильма у меня волосы разной длины.
Мы копали так много, что я спросил у Энди*, в чем моя задача как актера. Он ответил: «Копать»,- и тогда я спросил, в чем моя задача как актера, у Райана**. И он ответил: «Копать».
*- Энди Тохилл — один из режиссеров фильма «Раскопки» (прим.ред)
**- Райан Тохилл — второй режиссер фильма «Раскопки». Энди и Райан — близнецы родом из Северной Ирландии. В фильмографии брать Тохилл пока лишь один полнометражный фильм — «Раскопки» (прим.ред)