Найти тему

Нельзя отменять сказки! Можно научиться их читать.

Какое-то поветрие пошло. Недавно директор одной из московских школ сказал, что не нужно изучать народные сказки. Ерунда, мол. Зампред Центробанка Сергей Швецов тоже отметился во всеуслышание:

«Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает - он дурак, средний брат работает - дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку - у него всё хорошо. Это с детства переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. Поэтому надо сказки менять, понимаете. Мы должны отказаться от этого бэкграунда - обучать детей халяве. Это очень важно».

Ребята, нельзя ни менять сказки, ни тем более их отменять! Просто надо научиться их правильно читать. В сказках с древних языческих времён, как в слоёном пироге, спрятаны глубокие смыслы. Надо только хотеть и уметь эти "слои" раскрывать. Ни одной сказкой не учит народ своих детей плохому: халяве, вседозволенности и наглости. "Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок". Беда в том, что "намёки" эти мы уже не понимаем. Забыли, как понимать.

В одном из своих выступлений Михаил Задорнов сказал: "Меня часто спрашивают, почему мы так дурно живём? Вроде народ талантливый, сообразительный, на многое способный, а живём вяло, неправильно... У меня есть ответ на этот вопрос. Мы - дерево с обрубленными корнями. Мы обрубили исторические корни. Мы не знаем смысла родной речи... Пока мы не восстановим "корни", наша "листва" не оживёт. Мы - дерево с увядшей листвой..."

Поэтому он снимал исторические фильмы, создавал компьютерную игру "Оберег" (тавлеи, славянские шахматы), увлекался историей языка и рассказывал об этом в своих выступлениях. Многие зрители уже ходили на концерты послушать об истории славян, а не просто юморески.

Тема наших исторических корней очень интересна всё большему количеству людей. И в Дзене уже есть каналы, рассказывающие о смыслах сказок и былин. Конечно, существуют и книги о происхождении Руси, о славянской мифологии, о смысле буквицы и праязыке... Но чтобы их читали многие люди, нужно к этому возрождать интерес. Начинать надо. конечно, со школы.

Любой учебник литературного чтения в начальной школе не просто так начинается с фольклора: скороговорок, загадок, песен, пословиц, сказок. Там - верования, ценности, обычаи, традиции народа. Там истоки. Там глубина. А мы плаваем по поверхности...

Ни одна методичка для начальной школы не рассказывает об истинном смысле народных волшебных сказок. Только о форме работы с текстом: прочитали , пересказали, ответили на вопросы "кто? где? когда?". Составили план. Нарисовали картинку. Всё.

Нигде не сказано, что Емеля награждён щукой в благодарность за послушание и почитание своих родных; а щука - это бог Род (или, возможно, Щур). А у нас все думают, что ему, дураку и лентяю, просто так счастье привалило.

Не знаем мы, что "дурак"- совсем не ругательное слово, обозначающее глупца. "Дурак" - от "дорак". "Дорак" - от "Дора", богиня-покровительница брака, материнства и детей. Не задумываемся, почему в сказках "дураки" оказываются вовсе не дураками. Им потом и полцарства, и красотка невеста, и всякие сокровища достаются.

А Крошечка-Хаврошечка? Почему это ей корова помогает? И что это за корова такая?

А "Гуси-лебеди"? Почему именно Ванюшку гуси украли, знаете? Что, Баба-Яга девочек не ела?

В общем, друзья мои, что ни сказка - то загадка. Интерееесно!! Буду писать на эту тему.

О том, за что Емеле счастье привалило, я уже написала статью. Она опубликована на сайте "Инфоурок". (Пробую и другие площадки для своего творчества.)

За что Емеле счастье привалило, или Читайте сказки правильно!

Присоединяйтесь к изучению родных корней!

-2