Он убивает слуг, ментально убивает, короче, делает всё, что положительный персонаж (Плюсовик) никогда бы не сделал. Одним словом, он злой и плохой (Редиска), потому что его поступки прямо противоположны. Хорошие герои, Плюсовики, борются не за собственную выгоду, а за свои моральные ценности и за общее благо .
Сей принцип – основа не одних " Звездных войн", но и культовых серий "Властелина колец" и " Людей Икс", равно как мультиков Диснея. Все истории массового кинематографа, комиксов, игр, основой которых послужил фольклор, ведут к смыслу : Плюсовики сражаются с Редисками за счастливое будущее человечества.
Это противодействие прослеживается везде, в Нарнии и в Хогвардсе, но в настоящих эпосах и сказаниях его нет. В древней легенде физически могучий Тор не обязан обладать высокими нравственными качествами, чтобы заслужить право на свой молот - в отличие от комиксов Марвел.
В старых сказках никто не сражается за этические ценности. Отдельные повествования могут показать, как полезно быть гостеприимным или честным. Однако в мифах нет стандарта хорошего и плохого.
Иванушка просто дуриком поймал щуку, а дед вытащил репку просто, позвав на помощь членов семьи.
В наше время вопрос защиты «правильных» моральных ценностей настолько обострился, что новые сюжеты трансформируются в сторону искусственного создания этих самых ценностей. У тех же Тора и Локи в исландской Эдде 16-го века обрисованы личности, а не набор нравственных установок.
Устные предания никогда не описывают ничего похожего на Плюсовика или Редиску.
В таких историях, как «Джек и бобовый стебель» или «Спящая красавица», кто несёт положительный образ?
Джек – ворюга личного имущества великана?
Спящая красавица, которая безнравственно спит, позволяя себя целовать кому попало? ( И это ещё смягчённый вариант для детишек. В оригинале принц жил с ней несколько лет и она даже родила ему деток, не просыпаясь, разумеется).
А борется ли кто-нибудь с преступностью? Илья Муромец пошёл буцкать Соловья- разбойника только по приказу князя, отнюдь не просьбам трудящегося крестьянства.
Золушка заслужила счастье, только будучи красивой. В роли трудолюбивой замарашки ей не светил никакой принц.
В эпопеях типа "Иллиады" всё сложнее, ибо в наличии две команды. Заметьте, не команды злых и добрых сил! Ахилл не защищает мир от Гектора и повод к войне отнюдь не противоборствующие нравственные ценности, а личные интересы.
Вполне возможно, что противостояние добра и зла – изобретение нашего времени, инициированное современным национализмом. Итогом его является политический, а не этико-философский взгляд на мир.
После Второй мировой войны учёные исследовали фольклор и мифологию на предмет , в основном, архетипов, то есть общечеловеческих черт. Революционность этой идеи – поиск общего, а не разделяющего. Ранее сказки публиковались с противоположной целью – выявить различия одной нации от другой.
Джордж Лукас со своими « Звездными войнами» вышел из книги Дж. Кэмпбелла « Герой с тысячей лиц » (1949), в каковой Люк Скайуокер описывается как «гражданин мира», этакий космополитичный житель Вселенной.
Дж.Р.Р. Толкин (я его фанат, кстати) переписал Средиземье как альтернативную историю, основываясь на древних легендах Англии, Ирландии и Уэлльса. Взаимопроникновение разных культур можно отследить в истории анимэ и манга, которые популярны не только в Японии.
А вот идея о том, что персонажи на противоположных полюсах имеют несовпадающие моральные ценности, обсуждается редко.
Плюсовики воюют за то, во что верят, вплоть до готовности отдать жизнь.
Эта стезя настолько обычна в фильмах и книгах, (да, и в политике), что невольно забываешь, что она довольно нова и чужда первоисточникам.
Братцы Гримм в 19 - м веке собирали немецкий Volk с целью объединить немецкий народ из отдельных княжеств. Напомню, что эти образованные люди имели в учителях философа Готфрида фон Гердера, который акцентировал роль языка и народных традиций в формировании национальной идеи.
И учитель и его ученики продвигали идею, что нацию объединяют именно общие культурные ценности, а не земельный или родственный вопрос.
(от автора - Идея то правильная. Задумался, почему бы нашим властям не почитать этих немцев? Маркса уже прочли… )
А вот и результат обобщения немецкого фольклора: те, кто находится вне этой самой немецкой культуры, являются лицами без культуры и ценностей.
(от автора- а вот тут какой то косяк…)
Под влиянием Гриммов собиратели фольклора других стран тоже начали притягивать за уши народные истории к национальному самосознанию и характеру.
Так например Плюсовик Робин Гуд стал антиподом Редиски - шерифа Ноттингема. До Джозефа Ритсона(который пересказал эти народные сказочки в 1795 году) ранее Робин Хороший просто пьянствовал в лесу со своими развеселыми друганами. Он не грабил богатых, чтобы вернуть деньги бедным... до теории Ритсона, созданной специально, чтобы вдохновить бунт британского народа а ля Французская революция.
Классификация героев по их моральным критериям сводит все размышления об этике до жеста «казнить»-«помиловать». Либо герой годится для Команды Добра, либо он принадлежит Команде Зла. И никаких сложностей , типа неоднозначных персонажей « Махабхараты» или «Одиссеи».
Чему нас учит пример Плюсовиков? Тому, что Редиски их другого лагеря - не такие, как мы. ( Более того, они настолько плохие, а приз настоько важен, что мы не смотрим на ошибки нашей команды, какими бы они не были. Главное- победа.)
Автор книги « Одна длинная ночь: глобальная история концентрационных лагерей» (2017) , А. Питцер сказала: «Три изобретения соединились, чтобы концентрационные лагеря стали действительностью: колючая проволока, автоматы, и идея, что целые категории людей могут и должны быть заперты».
Когда мы знакомимся с историями о хороших Плюсовиках, воюющих с плохими Редисками, мы просто начинаем думать, что эти враги не воевали бы с нами (и вообще не были бы врагами), если бы у них была гуманность, или лояльность, или альтруизм…
В общем, мы формируем идею о том, что хорошие и моральные качества свойственны общностям людей, а не отдельных персон. Этот взгляд Гримм и фон Гердера, применённый к его логическому националистическому выводу, подразумевает, что «категории людей могут и обязаны быть заперты».
---------------------------------------------------------------------------------------
Рекомендую почитать также "Помучайся, чтобы стать счастливым!"
Благодарю, что ты добрался до конца, мирный читатель! Подпишись на канал ИНТЕЛЛЕКТОR и почитывай дальше всякую интересную всячину. И благодарю за лайк! Ваше мнение о прочитанном - в комментариях - мне очень интересно.