Найти тему
ИнтеллектоR

Битва добра и зла в эпоху айфонов - что изменилось

Дарт Вейдер в « Звездных войнах» (1977) старательно сопя,  душит человека. Через несколько минут взрывает планету.
Дарт Вейдер в « Звездных войнах» (1977) старательно сопя, душит человека. Через несколько минут взрывает планету.

Он убивает слуг, ментально убивает, короче, делает всё, что положительный персонаж (Плюсовик) никогда бы не сделал. Одним словом, он злой и плохой (Редиска), потому что его поступки прямо противоположны. Хорошие герои, Плюсовики, борются не за собственную выгоду, а за свои моральные ценности и за общее благо .

Сей принцип – основа не одних " Звездных войн", но и культовых серий "Властелина колец" и " Людей Икс", равно как мультиков Диснея. Все истории массового кинематографа, комиксов, игр, основой которых послужил фольклор, ведут к смыслу : Плюсовики сражаются с Редисками за счастливое будущее человечества.

Это противодействие прослеживается везде, в Нарнии и в Хогвардсе, но в настоящих эпосах и сказаниях его нет. В древней легенде физически могучий Тор не обязан обладать высокими нравственными качествами, чтобы заслужить право на свой молот - в отличие от комиксов Марвел.

В старых сказках никто не сражается за этические ценности. Отдельные повествования могут показать, как полезно быть гостеприимным или честным. Однако в мифах нет стандарта хорошего и плохого.

Иванушка просто дуриком поймал щуку, а дед вытащил репку просто, позвав на помощь членов семьи.

Наших от ненаших не всегда и отличишь...
Наших от ненаших не всегда и отличишь...

В наше время вопрос защиты «правильных» моральных ценностей настолько обострился, что новые сюжеты трансформируются в сторону искусственного создания этих самых ценностей. У тех же Тора и Локи в исландской Эдде 16-го века обрисованы личности, а не набор нравственных установок.

Устные предания никогда не описывают ничего похожего на Плюсовика или Редиску.

В таких историях, как «Джек и бобовый стебель» или «Спящая красавица», кто несёт положительный образ?
Джек – ворюга личного имущества великана?
Спящая красавица, которая безнравственно спит, позволяя себя целовать кому попало? ( И это ещё смягчённый вариант для детишек. В оригинале принц жил с ней несколько лет и она даже родила ему деток, не просыпаясь, разумеется).
А борется ли кто-нибудь с преступностью? Илья Муромец пошёл буцкать Соловья- разбойника только по приказу князя, отнюдь не просьбам трудящегося крестьянства.
Золушка заслужила счастье, только будучи красивой. В роли трудолюбивой замарашки ей не светил никакой принц.

В эпопеях типа "Иллиады" всё сложнее, ибо в наличии две команды. Заметьте, не команды злых и добрых сил! Ахилл не защищает мир от Гектора и повод к войне отнюдь не противоборствующие нравственные ценности, а личные интересы.

Кто плохой, а кто хороший... оба хороши!
Кто плохой, а кто хороший... оба хороши!

Вполне возможно, что противостояние добра и зла – изобретение нашего времени, инициированное современным национализмом. Итогом его является политический, а не этико-философский взгляд на мир.

-4

После Второй мировой войны учёные исследовали фольклор и мифологию на предмет , в основном, архетипов, то есть общечеловеческих черт. Революционность этой идеи – поиск общего, а не разделяющего. Ранее сказки публиковались с противоположной целью – выявить различия одной нации от другой.

Джордж Лукас со своими « Звездными войнами» вышел из книги Дж. Кэмпбелла « Герой с тысячей лиц » (1949), в каковой Люк Скайуокер описывается как «гражданин мира», этакий космополитичный житель Вселенной.

Дж.Р.Р. Толкин (я его фанат, кстати) переписал Средиземье как альтернативную историю, основываясь на древних легендах Англии, Ирландии и Уэлльса. Взаимопроникновение разных культур можно отследить в истории анимэ и манга, которые популярны не только в Японии.

-5

А вот идея о том, что персонажи на противоположных полюсах имеют несовпадающие моральные ценности, обсуждается редко.

Плюсовики воюют за то, во что верят, вплоть до готовности отдать жизнь.
Эта стезя настолько обычна в фильмах и книгах, (да, и в политике), что невольно забываешь, что она довольно нова и чужда первоисточникам.

Братцы Гримм в 19 - м веке собирали немецкий Volk с целью объединить немецкий народ из отдельных княжеств. Напомню, что эти образованные люди имели в учителях философа Готфрида фон Гердера, который акцентировал роль языка и народных традиций в формировании национальной идеи.

Кадр из фильма "Гримм".
Кадр из фильма "Гримм".

И учитель и его ученики продвигали идею, что нацию объединяют именно общие культурные ценности, а не земельный или родственный вопрос.

(от автора - Идея то правильная. Задумался, почему бы нашим властям не почитать этих немцев? Маркса уже прочли… )

А вот и результат обобщения немецкого фольклора: те, кто находится вне этой самой немецкой культуры, являются лицами без культуры и ценностей.

(от автора- а вот тут какой то косяк…)

Под влиянием Гриммов собиратели фольклора других стран тоже начали притягивать за уши народные истории к национальному самосознанию и характеру.

Так например Плюсовик Робин Гуд стал антиподом Редиски - шерифа Ноттингема. До Джозефа Ритсона(который пересказал эти народные сказочки в 1795 году) ранее Робин Хороший просто пьянствовал в лесу со своими развеселыми друганами. Он не грабил богатых, чтобы вернуть деньги бедным... до теории Ритсона, созданной специально, чтобы вдохновить бунт британского народа а ля Французская революция.

-7
Классификация героев по их моральным критериям сводит все размышления об этике до жеста «казнить»-«помиловать». Либо герой годится для Команды Добра, либо он принадлежит Команде Зла. И никаких сложностей , типа неоднозначных персонажей « Махабхараты» или «Одиссеи».

Чему нас учит пример Плюсовиков? Тому, что Редиски их другого лагеря - не такие, как мы. ( Более того, они настолько плохие, а приз настоько важен, что мы не смотрим на ошибки нашей команды, какими бы они не были. Главное- победа.)

Автор книги « Одна длинная ночь: глобальная история концентрационных лагерей» (2017) , А. Питцер сказала: «Три изобретения соединились, чтобы концентрационные лагеря стали действительностью: колючая проволока, автоматы, и идея, что целые категории людей могут и должны быть заперты».

-8

Когда мы знакомимся с историями о хороших Плюсовиках, воюющих с плохими Редисками, мы просто начинаем думать, что эти враги не воевали бы с нами (и вообще не были бы врагами), если бы у них была гуманность, или лояльность, или альтруизм…

В общем, мы формируем идею о том, что хорошие и моральные качества свойственны общностям людей, а не отдельных персон. Этот взгляд Гримм и фон Гердера, применённый к его логическому националистическому выводу, подразумевает, что «категории людей могут и обязаны быть заперты».

---------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендую почитать также "Помучайся, чтобы стать счастливым!"

-9
Благодарю, что ты добрался до конца, мирный читатель! Подпишись на канал ИНТЕЛЛЕКТОR и почитывай дальше всякую интересную всячину. И благодарю за лайк! Ваше мнение о прочитанном - в комментариях - мне очень интересно.