Водитель - одна из самых распространенных профессий. Нет ни одной организации, где бы не нужен был водитель. Водитель нужен везде.
От правильного режима труда и отдыха водителя зависит его работоспособность и надёжность. Режим труда и отдыха водителей устанавливается Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 года, с учётом изменений, внесённых приказом Минтранса России от 03.05.2018 N 170.
Согласно нормативам действуют два варианта учёта рабочего времени: ежедневный и суммированный.
Ежедневный учёт предусматривает пятидневную неделю с продолжительностью рабочей смены 8 часов, т.е. 40 часов в неделю.
При суммированном учёте рабочего времени расчёт производят не за неделю, а за месяц в целом.
Продолжительность 1 рабочего дня не может превышать 10 часов. Однако в отдельных ситуациях продолжительность рабочего дня допускается увеличить до 12 часов
Законодательством предусмотрена также возможность ненормированного рабочего дня водителям легковых автомобилей (кроме такси), автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы при ненормированном рабочем дне должна устанавливаться исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов).
Теперь о времени управления автомобилем. В течение рабочего дня время управления автомобилем не должно превышать 9 часов, а при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов. При суммированном учёте рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю. Причём, за 1 неделю у водителя оно должно быть не превышать 56 часов, а за 2 недели —90 часов.
В рабочее время входит не только время проведённое за рулём автомобиля, но и: время проведения предрейсового медицинского осмотра; время выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — время для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи, время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключённым с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.
Во время работы водителя должны быть включены специальные перерывы для отдыха, длительностью 15 минут. Первый перерыв должен назначаться через 4 часа непрерывного управления автомобилем, следующие перерывы - через каждые 2 часа. В ежедневный график рабочего времени водителя включается обеденный перерыв 30-45 минут, который не входит в зачёт продолжительности рабочего времени, а рассматривается лишь, как время отдыха.
Примерный график работы водителя при 8 часовом рабочем дне должен выглядеть так.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов. При этом перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Режим работы водителя отслеживается тахографом, который в обязательном порядке должен быть установлен на: грузовые автомобили с максимальной массой в 3,5 тонны, любые автомобили массой свыше 5 тонн, автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров и на все транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок (приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273). За его отсутствие накладываются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП) для граждан от 1 000 до 3 000 рублей, а для должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.