«Кавказ Пост» разбирался, как изменилась «собачья жизнь» с принятием многострадального закона о животных, и почему он зачастую или не работает вовсе или работает только в режиме ручного управления.
Больше собак – больше проблем?
В российском законотворчестве не так много примеров законов-«долгостроев». Закон о животных ждал своего часа целых восемь лет. Еще в 2011 году проект об ответственном обращении с домашними животными прошел чтение в Госдуме РФ, а потом вал протестов, поправок, уточнений и дополнений в буквальном смысле утопил этот документ.
Депутат от Ставрополья, вице-спикер Госдумы РФ Ольга Тимофеева, в то время возглавлявшая парламентский комитет по экологии объясняла, что законопроект готов ко второму чтению, однако авторы столкнулись с тремя мощными лобби: «Это лобби производителей кормов для животных, производителей препаратов для эвтаназии животных и самое жесткое — лобби охотников, которые насмерть встали против запрета контактных притравочных станций».
В декабре 2108 года президент РФ Владимир Путин, наконец, поставил подпись под откорректированным десятки раз законом, который наложил полный запрет на содержание диких животных в частных домовладениях.
Новыми нормами стали также выгул питомцев в специально отведенных местах и лишение владельцев домашних животных права убивать их самостоятельно, без участия ветеринара. Кроме того, живодеры, если будут уличены в живодерстве, могут получить немалый тюремный срок.
"Интерфакс" подсчитал, что сегодня в российских семьях проживает около 34 миллионов кошек и свыше 18 миллионов собак. СМИ даже утроили дискуссию на тему возможности ограничения численности домашних животных, проживающих в городских квартирах.
Проблема и впрямь актуальна. Эксперты говорят, что за три последних года число собак и кошек в жилищах горожан возросло на 15 %. Это не может пройти бесследно для экологии и вопросов безопасности людей. А вот – вполне конкретный пример. Недавно в соцсетях жительница Ставрополя обратилась с криком души к мэру города Андрею Джатдоеву и губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову. Она пожаловалась не невыносимую ситуацию, которую провоцирует любительница животных в однокомнатной квартире дома на улице Бруснева. С женщиной проживают восемь собак и 15 кошек, из-за чего в подъезде воцарился отвратительный запах.
Дядь, купи слона…
На практике закон столкнулся с серьезными проблемами. Совершенно непонятно, каким образом контролировать количество животных в частном секторе? Как быть с дикими экзотическими животными, теперь оказавшимися «вне закона»? И как на деле отправить за решетку живодера, учитывая, что полиции придётся непременно доказывать, что издевательства он проводил «с целью причинения животным боли и страдания»?
А ведь есть еще «армия» догхантеров, которая нелегально помогает коммунальщикам в решении проблемы безнадзорных животных. Как отмечает versia.ru, бродячие животные де-юре являются собственностью государства (муниципалитетов). А потому никакой ответственности за убийство сотен бродячих собак в рамках какой-нибудь очередной санитарной программы никто не понесёт. Достаточно вспомнить историю уничтожения собак в Сочи в преддверии матчей чемпионата мира, о которой не раз писал «Кавказ Пост».
Комментирует координатор Всероссийского зоозащитного движения Владислав Рогимов: «Закон сам по себе неплохой, но, к сожалению, работать он будет максимум на 15–20%. У нас нет самого главного закона, принятия которого добиваются уже более 17 лет, – он касается методики ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат). Госдума и правительство делают всё, чтобы этот закон оттянуть».
Тем временем, новостные ленты то и дело наполняются сообщениями о содержании животных в неподобающих условиях. Так, на Кавминводах недавно очевидцы обнаружили еще одного медведя – пленника тесной клетки. Зверя нашли на смотровой площадке над Березовским ущельем. В соцсетях пользователи рассказали, что косолапый уже два года живет в клетке 2×2, без еды и воды, под открытым небом. А ранее в похожее дело с медведем только не под Кисловодском, а под Пятигорском пришлось вмешаться лично губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову. Позднее на своей странице в Инстаграм он написал: «Мишку осмотрели и убедились, что он может жить в естественной среде. Его уже выпустили на свободу в Кавказский заповедник». Замечательно, конечно, но на всех мишек и прочих невольников людских забав губернаторов не напасешься...
В этой связи не менее показательна история в Ингушетии, где мэр Магаса в мае 2019 года запретил цирки-шапито с животными из-за жестоких условий их содержания.
Беслан Цечоев заявил: «Животные — это не развлечения, не бездушные игрушки, они живые существа. Жестокость по отношению к ним непростительна. Заставлять животных совершать какие-либо действия против их воли – это высшая степень безнравственности человека, отсутствия чувство вины и ответственности, кощунство с его стороны».
Зоозащитникам подсунули пустышку ?
Издание «Медуза» насчитало пять минусов закона о "защите" животных. Во-первых, по закону, конфискованные дикие животные подлежат возвращению их из неволи в среду обитания. Это значит, что их автоматически обрекают на гибель, убеждены зоозащитники.
Во-вторых, фактически на гибель закон обрек бездомных собак и кошек. Если раньше, по федеральному законодательству, единственным основанием эвтаназии служило заболевание животного бешенством, сейчас владельцы пунктов передержки могут подвернуть животное эвтаназии, если оно "невыносимо страдает" — из-за заболевания или травмы. "Нарисовать" на бумаге нужный диагноз недобросовестному исполнителю не составит большего труда, убеждены эксперты.
В-третьих, по факту бездомных животных едва ли станет меньше. Документ запрещает хозяевам домашних животных избавляться от них иначе, как сдавая в приют или подыскав новых хозяев. Региональные и муниципальные власти имеют только право строить приюты.
А на какие средства? Это – вопрос. Запрет на содержание животных в контактных зоопарках и в торговых центрах и кафе тоже вызывает споры. Документ допускает использование животных "в культурно-зрелищных целях", если они находятся "в местах их содержания".
Но, согласно этому же закону, местом содержания считается помещение, которым владеет хозяин животного. То есть — любое. С контактными зоопарками ситуация также запутанная. В новом законе они запрещены, но допускаются мероприятия, предполагающие контакт животного и зрителя.
Джамиля Байсултанова